Возрастные периоды жизни человека

Содержание

Жизненные периоды людей по годам: периодизация возрастного развития, этапы

Возрастные периоды жизни человека

Периоды жизни человека позволяют лучше понять особенности его развития. Разделение может основываться на биологических изменениях, социальном становлении или психологическом развитии.

Часто периодизация считается с момента рождения

Основное понятие

Периоды развития – это основные этапы становления человека как личности. Традиционно они начинаются с младенческого возраста, но некоторые специалисты склонны выделять еще и эмбриональное развитие.

Основой для выделения этапов жизни могут служить разные факторы. Например, с юридической точки зрения период детства длится до 18 лет (в некоторых странах до 21 года). В это время человек имеет ограниченные права.

С психологической и биологической стороны выделяют подростковый период, который сопровождается серьезными изменениями в организме. Он проявляется в возрасте 12-13 лет и заканчивается к 17-18 года.

Важный критерий оценивания детей – это возрастная периодизация развития. Именно она позволяет понимать, какие навыки и умения должны быть у малыша к определенному времени. Например, когда он должен сесть или поползти, сказать первое слово и т.п.

Важно! Любое отклонение от этих норм дает родителям повод для беспокойства.

В психологии еще существует понятие кризисов, которые появляются в определенном возрасте. С их помощью происходят качественные изменения в психике. Они бывают не только у детей, но и у взрослых.

Примерное время появления кризисов – момент рождения, 1 год, 3 года, 7 лет, 12-13 лет, 25 лет, 40 лет. Подобное разделение достаточно условно, так как у каждого человека есть свои особенности развития.

Степень проявления может быть, как слабой, так и сильной

У психологов, философов, биологов есть свои взгляды на периоды развития человека. Под этим термином могут понимать, как физические, так и духовные перемены личности.

Периодизация психического развития

Оранжевый цвет в психологии — что он означает в жизни человека

Принято выделять два типа возраста. Физический легко посчитать с момента рождения. Сложнее вычислить психический, так как его нельзя привязать к какой-то дате.

У психологов нет единого мнения о том, какой периодизация должна быть. Так, Жан Пиаже сделал свою классификацию на основе интеллектуального становления:

  1. С момента появления на свет до двухлетнего возраста длится сенсомоторная стадия. На этом этапе ребенок изучает новый для него мир и активно с ним взаимодействует.
  2. С двух до семи лет наступает дооперационная стадия. В этот период дети манипулируют предметами.
  3. С семи до двенадцати лет действия приобретают конкретику, появляется абстрактное мышление, и ребенок может учиться в школе.
  4. После двенадцати лет наступает период формальных операций. У детей появляются первые навыки научного мышления, они полностью оперируют абстрактными понятиями. Они могут понимать отдаленные перспективы и ставить себя на место других людей.

У Слободчикова была выработана немного другая классификация. Он выделял четыре этапа:

  1. До года шло оживление.
  2. С года до шести лет – одушевление, в этот период ребенок понимает себя как живую личность.
  3. С шести до восемнадцати лет – персонализация. Дети осознают свою индивидуальность.
  4. С восемнадцати до сорока лет – индивидуализация. В этот период человек стремится к осознанию своего места в мире.

Стадии периодизации могут называться по-разному, все зависит от автора классификации. Дистеверг просто выделял три этапа: господство ощущения, господство памяти, господство разума. Он не привязывал их к какому-то возрасту.

Возрастные периоды развития человека

Возрастная периодизация продолжает изучаться, так как нет единой классификации, которая бы отвечала потребностям всех специалистов. В медицине принято выделять несколько этапов становления человека:

  • младенчество;
  • детство;
  • дошкольный;
  • младший школьный;
  • средний школьный;
  • старший школьный;
  • юность;
  • зрелость;
  • старость.

Психология цвета — какое значение он играет в жизни человека, на что влияет

Разделение на этапы нужно для того, чтобы лучше понимать, в какое время появляются те или иные навыки, умения, представления о жизни.

Разделение по годам

До одного месяца малыш считается новорожденным. У него есть только несколько рефлексов, он слабый и полностью беспомощный. До года он считается грудным младенцем. С каждым месяцем жизни у него появляется все больше навыков и умений. Он садится, ползает, встает на ножки, рассматривает мир, узнает родителей и т.д.

Важно! В грудной период нужно внимательно следить за развитием малыша, так как многие нарушения можно выявить в этом возрасте.

С года до трех лет идет раннее детство. В это время малыш уверенно ходит, играет и говорит.

В этот период ребенок активно познает мир

Младший дошкольный возраст длится с трех до пяти лет. В это время малыши учатся взаимодействовать друг с другом, осваивают предметную деятельность и совершенствуют представления об игре. В это время они учатся, у них формируются знания о мире, математике, искусстве и т.п.

Старший дошкольный возраст длится с 5 до 7 лет. Появляется сюжетно-ролевая игра, дети активно выступают, поют и читают стихи, танцуют. Они начинают готовиться к школе. В этот период они активно работают в группе.

Младший школьный возраст длится с 7 до 10 лет. Ученики способны прилежно заниматься и усваивать новую информацию. У них становится ведущей учебная деятельность.

Подростковый возраст длится с 10 до 14 лет. В это время для ребенка важно социальное взаимодействие. Происходит половое созревание, которое приносит физиологические изменения. У детей могут резко меняться настроение и отношение к жизни.

Ранняя юность длится с 14 до 18 лет. В этот период дети ищут свое место в жизни, пробуют работу и пытаются стать самостоятельными. У них складываются мировоззрение, идеалы, ценности.

Юность приходится на период с 17 до 20 лет. Происходит окончательное самоопределение. Мальчики служат в армии, после чего идут работать или учиться. С 20 до 30 лет идет лучший расцвет жизни у человека. Он оценивает свои возможности и пытается чего-то достигнуть.

Зрелость длится с 30 до 70 лет. В это время у людей появляется опыт жизни. Они начинают не только ценить образование, но и определенные бытовые знания и представления о мире. После 70 лет наступает поздняя зрелость. Человек подводит итог своей жизни и стремится передать свои знания молодым.

Граница возрастных разделений очень условна. Некоторые дети развиваются быстрее, другие – медленнее. Поэтому у конкретной личности могут наблюдаться отклонения. Сложнее всего с определением психологической зрелости. Кто-то и в 25 лет будет зависимым и инфантильным.

Критические моменты

Как научиться радоваться жизни и видеть позитив — мотивация и рекомендации

Периодизация возрастного развития позволяет выделить точки, которые нужны для перехода на новый уровень. Под этим часто понимают кризисы и овладение новыми навыками, умениями.

В год ребенок начинает ходить и активно познавать мир. Под влиянием окружающей среды у него формируются первые представления о жизни. В три года (некоторых детей в 1,5 года) его отдают в садик, и он переживает второй кризис. В этот момент ему приходится учиться взаимодействовать с другими людьми. Он проходит социализацию, первую ступень обучения, осваивает разные виды деятельности.

Важно! Без социализации ребенку будет трудно заниматься и общаться со сверстниками.

Новый период начинается с переходом в школу. Там он учится взаимодействовать с учителями, другими детьми. Ему приходится планировать деятельность, учиться ответственности и другим вещам.

Подростковый период еще иногда называют отрочество. В это время ребенку хочется отделиться от родителей, показать свою взрослость. Ему хочется отстаивать свои ценности и получить признание среди сверстников.

После окончания школы перед человеком встает вопрос: учиться дальше или пойти работать. Каждый вариант приносит свои преимущества и недостатки. Поэтому дальнейший путь индивид выбирает сам.

Примерно в 25-30 лет человек подводит первые итоги своей жизни: чего он достиг, что упустил и можно ли еще что-то исправить. У него обычно уже есть опыт отношений, в каких-то моментах он мог разочароваться.

С 30 до 40 лет идет профессиональное становление. Индивид старается развиваться в своей сфере, повышать квалификацию и изучать что-то новое. После 40 лет все уже становится относительно спокойно, и человек прекращает свои переживания о будущем.

В зрелом возрасте происходит подведение итогов жизни

Особое беспокойство может быть связано с тем, что в 45 лет обычно достигается предел количества детей. У женщин начинается климакс. С выходом на пенсию снова происходит переоценка ценностей, и человек ищет себе новые занятия в жизни.

В целом возрастные категории людей по годам имеют очень условные значения. Многое зависит от личных ощущений индивида, его здоровья и психологического состояния.

Для появления критических моментов в развитии должны сложиться предпосылки. Например, в 30 лет человек сравнивает себя со сверстниками, выделяет, чего они достигли, это дает ему основания для размышления.

Начало каждого жизненного периода можно выделить очень условно. Ни у кого не начинается этап в момент дня рождения. Даже сроки наступления полового созревания очень индивидуальны.

Разные взгляды

В психологии нет единого мнения о том, какие бывают возрастные категории людей. Каждый специалист выделял свои этапы и обосновывал решение иными взглядами на проблему.

Эльконин

Больше всего распространены представления о возрастных периодах жизни человека, которые были выведены Элькониным. Он разделил весь этап существования человека на раннее детство, дошкольный возраст, школьный возраст.

Свою классификацию он разработал только для детей, т.е. до достижения 18 лет. Именно она стала основной для использования в образовательной сфере. Эльконин считал, что дальнейшее разделение невозможно. Вся проблема в том, что взрослые люди имеют большое многообразие путей.

Важно! В зависимости от обстановки в стране менялись представления поколений о жизни.

После 18 лет сложно выделить какие-то возрастные периоды. Слишком много факторов влияет на личность: обучение, работа, служба в армии и т.п. У каждого индивида – свои чувства и ценности, которые влияют на поступки.

Пифагор

В древние времена ученые тоже имели много представлений об окружающем мире. Возникновение теории Пифагора связано со сменой времен года. Так, он считал, что весна – это момент появления жизни, начало существования, поэтому это время года ассоциируется с рождением.

Период лета соотносился с взрослением. В это время человек расцветал и демонстрировал свои лучшие качества. Такое время еще можно называть этапом буйного роста.

Осень – это пора зрелости, когда человек умудрен опытом и знает, чего хочет от жизни. Индивид становится мудрым, уравновешенным и готовым принимать различные точки зрения.

Зима – это угасание жизни, которое приходит со старостью. Человек не боится смерти, так как он хорошо понимает, что срок его существования подошел к концу.

Выготский

Особенность подхода ученого заключалась в том, что ему удалось связать периоды стабильности и кризиса. В момент рождения малыш попадает в кризис, потом спокойно развивается до года и снова попадает в кризис.

В годовалом возрасте ребенок сталкивается с критической точкой развития

Следующий кризис приходится на три года, после чего покой длится до семи лет. Человеческая психика формируется под воздействием новой среды. Поэтому не стоит бояться появления критических моментов, так как они нужны для улучшения работы организма.

Ребенок учится познавать собственные чувства. Поэтому в подростковый кризис он изучает себя, свою привлекательность и испытывает первую влюбленность. Ему интересны не только принятые нормы, но и нечто запретное.

Выготский также подчеркивал, что кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. Некоторые его последователи уверены в том, что индивид их переживает каждое десятилетие.

Фрейд

Психоаналитик тоже внес свою лепту в развитие представлений о возрастной периодизации. Его периоды стали называться по тому, каким умением овладевал ребенок на определенном этапе развития.

Первый – это оральный. Малыш может сосать грудь или бутылочку, насыщение приносит ему удовольствие. Анальный – длится с года до трех лет, в это время ребенок учится контролировать позывы в туалет.

В дошкольный период малыш переживает фаллическую стадию, т.е. осознает свой пол

Латентный этап длится с 6 до 12 лет. В это время дети интересуются социальной сферой. Генитальный – начинается с 12 лет и длится до 18 лет. В этот период подросток осознает сексуальность.

В философии, психологии, социологии, биологии есть свои взгляды на возрастную периодизацию. Единого мнения среди специалистов пока нет.

Источник: https://srazu.pro/vozrostnaya/periody-zhizni-cheloveka.html

Возрастные периоды жизни человека и его психического развития

Возрастные периоды жизни человека

Человек с рождения и до смерти проходит разные возрастные периоды.

Существует несколько популярных научных подходов, рассматривающих данный вопрос с социальной, психологической и педагогической точки зрения.

Понятие

Возрастная периодизация — это классификация уровня развития человека в зависимости от его возраста, начиная от момента рождения и заканчивая смертью.

Данный показатель имеет не только социальное, психологическое, но и правовое значение.

Так, в определенном возрасте наступает уголовная ответственность, появляется право на представление своих интересов, право голоса, право на получение пенсии и т.д.

Любой этап жизни человека имеет свои особенности, проблемы и приоритеты. Каждому отрезку жизни соответствует определенный уровень социализации, конкретное психическое состояние.

Периодизация психического развития

Психическое развитие — это состояние человека, по которому можно судить об уровне зрелости его личности с психологической точки зрения. Психологический возраст складывается из следующих составляющих:

  1. Умственный уровень (коэффициент умственного развития человека специалисты вычисляют при помощи анализа результатов специальных тестов, которые проходит испытуемый).
  2. Социальная зрелость (определяется уровень адаптации человека к окружающей его социальной действительности — способность к коммуникации, карьерные достижения, дружеские привязанности и т.д.).
  3. Эмоциональная зрелость (уровень самоконтроля, степень выраженности или подавленности эмоций и др.).

В реальности отдельные составляющие психологического возраста человека могут совершенно не совпасть между собой и с реальным биологическим возрастом.

Классификация по годам

Общая классификация по годам в таблице:

КатегорияВозрастной периодОсобенности развития и коммуникации
ДетиноворожденныеПоявление на свет является серьезным кризисом для ребенка, поскольку резко прекращается его внутриутробное существование и он попадает в новую, незнакомую среду. В раннем младенческом возрасте ребенок неразрывно связан с матерью, через контакт с ней познает окружающий мир. Развитие происходит неосознанно, рефлекторно, в соответствии с заложенной природой генетической программой.
до 1 годаЗначительное развитие психики, появление первых социальных навыков — улыбка, смех, контакт со взрослыми, распознавание близких людей. Мать все еще имеет преимущественное значение для ребенка, но он уже начинает осознавать возможность своего существования отдельно от нее.
1- 3 летПроисходит психологическое отделение ребенка от матери, осознание собственного «Я». В 3 года у большинства детей наступает кризис развития — стремление продемонстрировать свою самостоятельность и независимость, негативизм, отрицание. Дети часто не желают выполнять просьбы взрослых и стремятся действовать в соответствии со своими желаниями. Отказ в удовлетворении просьбы вызывает агрессию.Дети начинают разговаривать, учатся играть с другими детьми. Словарный запас в этом возрасте еще ограничен.
3- 7 летДети постигают правила и нормы, существующие в обществе. Осознают, какое поведение является допустимым. Начинают активно взаимодействовать со сверстниками. Родители в этом возрасте постепенно отходят на второй план. Словарный запас и знания об окружающем мире постоянно расширяются.Дети до 7 лет постоянно задают множество вопросов, на которые хотят получить ответы.Ребенок постепенно теряет детскую непосредственность. У него формируется самооценка, активно развивается внутренняя психическая жизнь, появляются собственные суждения.
8 -10 летВ этот период особое значение приобретает школьная жизнь. У ребенка развивается логическое мышление, самодисциплина, умение контролировать эмоции.Развивается нравственность, устанавливаются основные моральные принципы и вырабатывается отношение к существующим в обществе законам.
Подростки11-16 летНаиболее сложный период в жизни каждого человека, когда происходящие в организме значительные гормональные изменения отражаются на поведении, самооценке, отношениях со сверстниками и семьей. Основная проблема в том, что в результате значительных изменений во внешности ребенка (развитии вторичных половых признаков) он начинает осознавать себя взрослым, но в силу его возраста для общества подросток все еще остается ребенком.Необходимость подчинения родителям, учителям часто вызывает недовольство, протест.На первое место выходят отношения со сверстниками, которые становятся главными авторитетами. Коммуникативные навыки (умение влиться в коллектив, завоевывать друзей, нравится противоположному полу) приобретают особое значение.
Молодые люди17-21 годВ этом возрасте все подростковые бури остается позади. Молодые люди обретают определенную уверенность в себе, осознают свои интересы и предпочтения. Окончательно формируется картина восприятия окружающего мира, устанавливается система моральных принципов.В этот период происходит выбор дальнейшего направления развития в социальном плане — определение будущей профессии.Как правило, в это же время наступает период первых серьезных отношений, первой взрослой влюбленности.
Взрослые люди22-35 летПериод зрелости и максимальной работоспособности. В это время люди находятся на пике своего интеллектуального, физического, психического развития.Это период активной профессиональной деятельности, создания семьи, рождения детей.
36-45 летВ это время у большинства людей уже есть стабильная профессия, семья, растут дети. При этом появляются первые признаки старения — морщины, седина, снижение сексуальной и физической активности.Кризис среднего возраста настигает людей независимо от степени их социального и психического благополучия.В это время происходит оценка пройденных этапов жизни, анализ своих успехов и неудач. Нередко принимается решение о необходимости изменений в жизни изменений, об исправлении ошибок, сделанных ранее.Средний возраст — это время, когда у большинства людей дети находятся в подростковом периоде, а родители уже постарели или умерли. Сложности в общении с детьми и необходимость заботы о пожилых родителях требуют значительных затрат энергии.
46 — 60 летКак правило, преодолев непростой период среднего возраста, люди ближе к 60 годам вступают в пору стабильности и спокойной уверенности в себе. Большая часть жизни остается позади и в это время люди начинают по-настоящему ценить то, что у них есть.
61-75 лет (пожилые)У большинства пожилых людей на первое место выходят проблемы со здоровьем, поскольку к этому времени обостряются все хронические заболевания и появляется общая слабость организма.При этом социальная активность, стремление к коммуникации, включенность в жизнь семьи не ослабевают.Многие пожилые люди продолжают осуществлять трудовую деятельность, что дает им дополнительный стимул к жизни.
76-90 лет (старые)Большинство старых людей уже находятся на пенсии и сфера их интересов ограничивается собственным здоровьем, общением с семьей, заботой о внуках.У стариков значительно изменяется характер — он становится менее эмоциональным, ригидным.Нередко в этом возрасте проявляется некоторая инфантильность и эгоизм.У многих появляется тревожность, бессонница, страх смерти.
старше 90 лет (долгожители)Активно проявляется физическая несамостоятельность, пассивность, тревожность и неуверенность.Большое значение приобретает наличие рядом близких людей, способных оказать максимальную помощь.Страх смерти у большинства притупляется и на смену ему приходит объективное осознание скорого конца жизненного пути.

Принципы и подходы

Классификация строится на оценке следующих показателей:

  • хронологического (количество лет по паспорту);
  • биологического (показатели функционирования организма);
  • психологического (умственное, социальное и эмоциональное развитие).

Основой периодизации является определение реального возраста человека, которому свойственны указанные выше особенности.

При этом дополнительный анализ психического, биологического состояния позволяет более индивидуально подойти к оценке личности.

Эльконина

Д.Б. Эльконин склонялся к мнению, что возрастная градация имеет огромное научное значение. Построение грамотной классификации позволяет определить движущие силы развития человека на каждом этапе его жизни.

Полученные в результате знания способствуют формированию наиболее полноценной педагогической системы, разработке эффективных правил воспитания подрастающего поколения.

Особое значение ученый придавал ранним этапам жизни человека, когда закладывается основная система ценностей и формируется мировоззрение. Стандартные возрастные фазы Эльконин разделил на периоды:

  • раннее детство: младенчество, ранний детский возраст;
  • детство: дошкольный возраст, младший школьный возраст;
  • подростки: младший подростковый и старший подростковый периоды.

Каждый период оценивается по четырем показателям:

  • социальное воздействие — влияние общества на формирование личности ребенка;
  • ведущая деятельность — тип активности, оказывающей приоритетное воздействие на психическое состояние;
  • кризис — негативный период в рамках каждой фазы, который нужно преодолеть, что перейти на следующий уровень.
  • новообразования — появившиеся на новом этапе знания, умения и навыки.

Эриксона

Э. Эриксон выделил 8 стадий развития личности, каждой из которых соответствует определенная задача.

По мнению ученого на каждой стадии при достижении задачи у человека проявляются приоритетные сильные и слабые стороны.

Итак:

  • до года — доверие или недоверие;
  • до 3 лет — сильная воля или слабая воля;
  • от 3 до 7 — инициативность или пассивность;
  • от 7 до 12 — уверенность в себе или неуверенность;
  • от 12 до 18 — верность себе или диффузия;
  • от 18 до 25 — любовь или чувство исключительности;
  • от 25 до 65 — забота или одиночество;
  • от 65 — мудрость или презрение.

Выготского

Л.С. Выготский уделял особое внимание детству, поскольку считал, что понимание специфики каждого этапа развития ребенка дает родителям возможность скорректировать свое поведение и лучше понять ребенка.

Периоды, выделяемые Выготским:

  • новорожденность;
  • раннее детство (1-3 года);
  • дошкольный период (3 -7 лет);
  • школьный возраст (7-;11 лет);
  • пубертатный возраст (15-18 лет);
  • юность (19-25 лет);
  • молодость (20-30 лет);
  • граница молодости и среднего возраста (30-45 лет) — кризис творческой активности, вызванный формированием профессиональной состоятельности одновременно с нарастанием рутины;
  • средний возраст (30-45 лет);
  • зрелость (45-;60 лет);
  • пожилой возраст (после 60 лет) — кризис подведения итогов из-за изменения социального положения, замедления привычного ритма жизни.

Выготский и его периодизация развития психики:

Фрейда

З. Фрейд считал, что поведение человека является результатом работы его бессознательного. движущая сила — сексуальная энергия.

Ученый выделял следующие стадии развития сексуальности:

  1. Оральная (до года). Ребенок получает удовольствие в процессе грудного вскармливания.
  2. Анальная (1-3 года). Основной эрогенной зоной становится слизистая оболочка кишечника, поскольку ребенка приучат к опрятности.
  3. Фаллическая (3-5 лет). Пик детской сексуальности. В это время зарождаются движущие сексуальные комплексы — Электры и Эдипов.
  4. Латентная (5-12 лет). Сексуальное развитие отходит на второй план, вытесняемое социальными интересами.
  5. Генитальная (12-18 лет). Формирование сексуальных стремлений.

Проблемы периодизации

Не всегда фактический возраст человека совпадает с уровнем его психического развития, со степенью социализации.

Большинство очерченных границ могут сдвигаться в любую сторону с учетом особенностей конкретной личности. Наиболее расплывчаты границы периодизации применительно к подростковому возрасту.

В любом случае один период уступает место другому, когда происходит появление качеств и свойств, которых не было ранее.

Переход на следующий этап развития и мироощущения автоматически означает смену периода жизни.

Таким образом, на каждом этапе жизни человеку свойственны определенные особенности эмоционального, психического, интеллектуального развития.

Вопрос возрастной периодизации волновал многих известных ученых и продолжает вызывать интерес в современной науке.

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/bez-rubriki/vozrastnye-periody-zhizni-cheloveka.html

Возрастная периодизация: периоды жизни человека в психологии

Возрастные периоды жизни человека

Возраст человека может быть оценен с разных точек зрения: с хронологической, биологической, социальной и психологической. На протяжении своего жизненного пути индивид проходит через множество различных периодов, каждый из которых влияет на формирование его самого. О том, что это такое – возрастная периодизация личности, и почему она так важна для психологии, я расскажу в этой статье.

Периодизация развития психики в жизни человека

Эта модель предполагает оценку состояния личности для определения степени ее зрелости. Так называемый психологический возраст состоит из следующих компонентов:

  • Параметры умственного становления. Его рассчитывают исходя из результатов прохождения специальных тестов.
  • Уровень социальной адаптации. Показывает ступень, на которой находится индивид по отношению к социуму, его навыки выстраивания коммуникаций.
  • Эмоциональная сформированность. К ней относятся способности к самоконтролю, выражению и подавлению эмоций.

Итоговая цифра – коэффициент психической «взрослости» – вполне может не соответствовать биологическому показателю.

Классификация основных возрастных периодов жизни и развития человека: градация возраста по годам

ГруппаВременной промежутокХарактеристика
ДетиПервый месяц жизниРождение сопровождается большим стрессом и кризисом для малыша. Привычная для него внутриутробная среда меняется на незнакомую внешнюю.

Новорожденный тесно связан с матерью, именно с ее помощью он открывает для себя окружающую действительность и адаптируется к ней. В это время формирование личности протекает неосознанно и зависит от врожденной генетической программы.

1-12 мес.Появляются базовые социальные навыки: взаимодействие со взрослыми, распознавание родных, улыбка, смех.

Первостепенное значение все еще имеет мама, хотя кроха уже способен ощущать себя как отдельное от нее существо.

1-3 годаПериод характеризуется психологическим отделением малыша от матери, формированием у него понимания собственного «Я».

В возрасте около трех лет наступает кризис развития, связанный с желанием показать свою самостоятельность, независимость от старших. В это время возникают капризы, отрицание, игнорирование просьб. Дети начинают осознавать свои желания и действовать в соответствии с ними.

Наблюдается становление коммуникативных навыков: способность говорить в условиях ограниченного запаса слов, выстраивать контакт со сверстниками. Мир ребенок познает уже не с помощью мамы, а посредством игры.
8-10 летПроисходит постепенное включение в общественные правила и нормы, систематизируется понимание того, что делать можно, а что нельзя.

Это этап активного взаимодействия с другими детьми. Родители занимают позицию второго плана, но все еще не теряют авторитет. Появляется тяга к знаниям, расширяется словарный запас. Действительность познается с помощью любознательности, огромного количества вопросов, на которые дошколята хотят получить ответы.

3-7 летГлавенствующую роль играет школа.

Развивается самоконтроль, логическое мышление, дисциплинированность, нравственность. Усваиваются моральные законы и формируется отношение к ним. Авторитетную роль играет первый учитель.

Подростки11-16 летКрайне сложный период для каждого человека.

В организме начинают происходить серьезные гормональные перемены, которые сказываются на образе действий, самооценке, взаимоотношениях с друзьями, одноклассниками, учителями и семьей. Главный конфликт возникает с появлением внешних трансформаций, развития вторичных половых признаков.

В этот момент подросток уже видит и воспринимает себя взрослым, однако для общества еще остается ребенком. Необходимость подчиняться родителям, педагогам может порождать агрессию и протест. Первичными становятся отношения со сверстниками, их мнение и оценка воспринимаются как авторитетные.

В подростковом возрасте сильнее, чем когда-либо еще хочется влиться в компанию, завоевывать внимание друзей и противоположного пола.

Молодые люди7-21 годУраган подростковых эмоций постепенно меняется на уверенность в себе, осознание важности своих интересов и вкусов.

Завершается становление картины мировосприятия, системы ценностей и основных принципов. Это время для выбора дальнейшего пути социального развития, самоопределения. В этот период появляются первые действительно серьезные отношения, более зрелая влюбленность

Взрослые22-35 летЭтап максимальной продуктивности.

Пик интеллектуального, эмоционального и физиологического развития. Мысли и стремления направлены на достижения в профессиональной деятельности, создание семьи.

36-45 летК этому моменту у большинства людей уже есть стабильный источник заработка, дети. Параллельно с этим возникают первые признаки старения, снижается сексуальная и физическая активность.

Наступает кризис среднего возраста, который, так или иначе, затрагивает каждого зрелого человека вне зависимости от его социального статуса и внутреннего благополучия. Кризисный период связан с переоценкой пройденного жизненного пути, анализом своих достижений. Возникает желание кардинально изменить образ жизни.

Эта возрастная категория характеризуется и сложностями в социальных взаимодействиях: дети переходят в статус подростков или молодых, а родители постарели или умерли. Переживания, связанные с этими фактами, оказывают не лучшее влияние на психику.
46-60 летПережив один из самых сложных отрезков существования, человек обретает психологическое спокойствие и уверенность в себе. Приходит осознание того, что большая часть жизни уже прожита. Возрастает ценность оставшегося времени.

Пожилые61-75 летПо независящим от нашей воли причинам на первый план выходят проблемы со здоровьем. Обостряются все хронические заболевания, которые сопровождаются ощущением общей слабости. Наряду с этим, желание быть включенным в процесс социальной коммуникации не становится слабее, а только возрастает. Пожилым людям хочется принимать участие в жизни семьи, продолжать трудовую деятельность.
Старые75-90 летОбласть интересов и сфера влияния человека ограничивается собственным здоровьем, заботой о детях и внуках. Заметны изменения в характере: проявляются эгоизм, инфантильность, которые сопровождаются повышенной тревожностью, нарушениями сна и страхом смерти.
Долгожители91 год и старшеПоявляется физическая несамостоятельность, зависимость от присутствия рядом близких людей, потребность в оказании помощи. Переживания по поводу скорого конца заглушает принятие и осознание неизбежного.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Психолог Дарья Милай

Принципы и подходы к периодам человеческой жизни

Описанная выше классификация базируется на оценке ряда критериев:

  • Хронологический возраст (непосредственно количество лет, пройденных с момента рождения).
  • Биологический (параметры физического развития).
  • Психологический (показатели умственной, эмоциональной и социальной зрелости).

Чтобы отнести человека к той или иной возрастной категории, за основу берется его хронология (уровень взрослости «по паспорту») и дополнительно проводится анализ остальных параметров. Такой индивидуальный подход более объективен.

Теория Эльконина

Советский ученый утверждал, что периодизация имеет колоссальную научную ценность. Детально изученная, она позволяет выявить движущие факторы становления личности на разных этапах жизненного пути.

Эти знания, в свою очередь, могут способствовать выстраиванию более совершенной педагогической и воспитательной систем. В рамках этой идеи большое значение придается начальным периодам жизни, когда происходит формирование базовых ценностей, мировоззрения.

Традиционные возрастные группы психолог делил на более локальные категории:

  • Детство подразделяется на младенчество, детские и дошкольные годы, затем младший школьный возраст.
  • Подростковый этап – на молодой и старший.

Теория Эриксона

Ученый выявил 8 стадий формирования личности, каждой из которых характерна своя задача, а также сильные и слабые стороны.

  • до 1 года — вера/недоверие;
  • 1-3 — сильная/слабая воля;
  • 3-7 —активность/пассивность;
  • 7-12 — уверенность/замкнутость в себе;
  • 12-18 — верность/диффузия;
  • 18-25 — любовное чувство/исключительность;
  • 25-65 — забота/одиночество;
  • от 65 — мудрость/презрительное отношение.

Концепция Выготского

В своей системе психолог особое внимание уделял детству, так как считал, что осознание особенностей каждого периода взросления ребенка позволит взрослым отрегулировать свое поведение и лучше понять свое чадо.

Как считал Фрейд

Психоаналитик полагал, что поведенческий фактор индивида определяется его бессознательным, основной движущей силой которого является сексуальность. Он выделил следующие ступени развития сексуальной энергии:

  • Оральная: младенец до 1 года получает удовольствие от кормления грудью.
  • Анальная: главной эрогенной зоной в 1-3 года является слизистая оболочка кишечника (малыша приучают к чистоплотности).
  • Фаллическая: высшая точка детской сексуальности в 3-5 лет. Время зарождения комплексов Электры и Эдипа.
  • Латентная: в 5-12 лет сексуальность отходит в сторону, ее вытесняет социальность.
  • Генитальная: становление сексуальных желаний в 12-18 лет.

Критические моменты

Периодизация жизненного пути индивида связана с метаморфозами, происходящими в организме: меняется гормональный фон, что влияет на настроение, поведение.

8 основных кризисных фаз:

  • подростковая;
  • переход к взрослости;
  • 30-летие;
  • подход к четвертому десятку;
  • 40-летие;
  • середина пути (45 лет);
  • 50-летие;
  • 55-летие;
  • 56-летие.

Преодоление кризисов

Проживая каждый из этих периодов, личность перешагивает через определенную ступень развития, обретает новые навыки, знания, опыт. Подросток стремится к независимости от родителей, ищет свой путь. В 30 лет человек переоценивает свои идеалы, меняет взгляды на мир.

К 40 годам желает укрепиться в социальных ролях, добиться успехов в карьере, мыслит более рационально. На середине пути снова начинает задумываться о правильности своего образа жизни, хочет совершить нечто, что оставит после него след.

В 50 появляются проблемы на физиологическом уровне, на передний план выходит здоровье, а в 55 приходит осознание своего опыта, мудрости, важности. К 56 переживания о духовной сфере перетекают в стремление развиваться внутренне.

Если заранее подготовить себя к приближению кризисного периода, он пройдет легче. Главное, не бояться просить помощи, если она вам необходима. Психическое здоровье не менее важно, чем физическое. Если вы запутались, не можете понять причин своего депрессивного состояния, запишитесь на мою консультацию. Подключая метафизическое пространство, мы вместе найдем ответы на сложные вопросы.

Философское понятие о возрастной периодизации развития человека

Изучению особенностей зрелости уделяли внимание еще в древности. Периодически к разработанным в прошлом концепциям обращаются и современные ученые.  Так, в Китае полагали, что человеческое существование можно разделить на 7 отрезков. Лучшим из них считался возраст от 60 до 70. Его связывали с духовной зрелостью и мудростью.

Классификация по временам года:

  • Весна – рождение и становление личности. Длится до 20 лет.
  • Лето – молодость (20-40).
  • Осень – расцвет творческого раскрытия (40-60).
  • Зима – старость.

Для мыслителя был важен цикл человеческого существования. Эта концепция основана на идеях перевоплощения и перерождения: как природные условия меняются местами, так проходят по кругу жизни и поколения.

Так ли важен возраст

Возрастная периодизация – понятие весьма относительное.

Нет нужды всеми силами стремиться продлить юность: природа возьмет свое, а наша задача – находить в каждом из пройденных этапов что-то ценное, прекрасное.

Да, учитывать физиологические и психические особенности каждого периода стоит. Но принимать их нужно не как фатальную неизбежность, а как ресурс, с помощью которого можно жить максимально полно.

Вы сами вправе решать, по каким показателям выделить определенные жизненные интервалы. Значение имеют не только внешняя красота, молодость и физическая активность. Важно то, как вы сами ощущаете себя, какие планы и мечты у вас есть и как вы хотите прожить свое драгоценное время.

Заключение

Узнав базовую информацию о возрастных периодах, этапах жизни человека по годам и о том, что это значит для психологии, помните: в любом осознанном возрасте важно учиться налаживать диалог с миром и самим собой.

В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.

Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.

Записаться на консультацию

Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.

Skype, Viber.

Записаться на консультацию

Источник: https://damienmilay.com/basis/vozrastnaya-periodizacziya-periody-zhizni-cheloveka-v-psihologii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.