Средний возраст и его основные характеристики

Мужчина средних лет это сколько

Средний возраст и его основные характеристики

Понятие среднего возраста – весьма размытое. Согласно энциклопедическим изданиям, так называют период, предшествующий старости или пожилому возрасту. Границы меняются в зависимости от страны, ее уровня и продолжительности жизни и прочих факторов. То есть точных данных, с какого года жизни он наступает – нет.

Согласно классификации ВОЗ, на данный момент средний возраст – это 44-60 лет.

Через время цифры могут существенно измениться. Несколько десятилетий назад 30-летние женщины назывались фактически пожилыми.

При возникновении беременности их относили к старородящим, огромную отметку о чем ставили в медкарте. В наши годы 45-летней женщиной в роддоме мало кого можно удивить.

К пожилым дамы себя причисляют по достижении 70-80-летнего возраста. В более ранние годы они полны сил и энергии, что не устают подтверждать.

Мужчины, по статистике, имеют меньшую продолжительность жизни, для них показатели старости и среднего возраста могут быть иными. Многие и в пятьдесят лет чувствуют себя юными. В результате ряд из представителей сильного пола в эти годы рушат старые семьи, после чего создают новые с молодыми девушками.

Физиология

Средний возраст характеризуется определенными физиологическими изменениями:

  • увядание кожных покровов;
  • снижение выработки меланина;
  • потеря волосами естественного оттенка и их истончение;
  • уменьшение роста;
  • изменение веса тела за счет соотношения жировой массы к мышечной;
  • снижение способности к деторождению у женщин.

Физиологическое состояние организма может меняться в зависимости от питания, генетических факторов, страны проживания, образа жизни и т.д. Все индивидуальны. Сколько людей, столько и отличий.

Психология

Средний возраст большинства людей зачастую сопровождается соответствующими психологическими проблемами. Такой период называется — кризисом. Он проявляется частыми депрессивными состояниями, апатией, переосмыслением ценностей, отношения к окружающим и т.д.

Человек начинает понимать — лучшие годы жизни позади, приближается неизменный закат, исправить или вернуть ничего нельзя.

Не всем удается справиться с состоянием самостоятельно, некоторым требуется помощь квалифицированного психолога. Для этого необходимо записаться к специалисту на прием. Психология – тонкая наука. Для ее постижения требуется специализированное образование. Чтением соответствующих книг – вопрос не решить.

Чтобы самостоятельно справиться с кризисом и не допустить ухудшения эмоционального состояния, стоит отыскать новый смысл жизни. Это может быть хобби, благотворительность, забота о других.

Рекомендуется посещать компьютерные курсы, занятия для фотографов и т.д. Это положительно влияет на психологическое состояние. Человек не испытывает дискомфорта, у него не возникает комплекса неполноценности при столкновении с современной техникой. Некоторые находят таким образом новое увлечение или работу.

Психологии и ее аспектам требуется уделить особое внимание не только после сорока, а с юности.

Интеллект

Ухудшение психоэмоционального состояния и здоровья невольно приводит к снижению интеллектуальной деятельности. При этом интеллект остается стабильным. Проблема обусловлена исключительно эмоциональным состоянием человека и потерей смысла жизни.

Однако это касается далеко не всех. Те, кто смог преодолеть ухудшение психологического состояния, могут, наоборот, испытывать подъем и прилив сил, заставляющих заняться чем-то новым. Кто-то открывает новый бизнес, другие просто меняют сферу деятельности. Такой подход полностью оправдан и помогает человеку преодолеть психологический кризис.

Согласно рекомендациям специалистов, интеллектуальную активность можно продлить. Необходимо заставлять мозг активно работать: учить стихи, решать сложные графические задачи и т.д. Помогает стимуляция мелкой моторики. Методика непосредственно влияет на мозговую деятельность и интеллект. Для этого можно заняться бисероплетением, вязанием, регулярно перебирать четки.

Классификация возраста по ВОЗ не является определяющей. Нельзя относить человека к той или иной категории, ориентируясь только на годы, указанные в паспорте. При определении среднего возраста следует учитывать все факторы, включая физическое и психологическое состояние, а лучше и вовсе не думать об этом.

Человеку ровно столько лет, на сколько он себя ощущает и не годом больше. Часто можно встретить молодых людей, находящихся в гораздо худшей форме, нежели пенсионеры.

При соблюдении правильного питания, физической активности и т.д. наступление старости можно существенно отсрочить и увеличить срок жизни в целом. Не стоит накручивать себя. Лучше относиться к годам философски. Сколько человеку отведено – столько он и проживет.

Источник: https://roddom2-vlg.ru/muzhchina-srednikh-skolko/

Особенности возрастных кризисов, таблица с описанием, что говорит психология

Средний возраст и его основные характеристики

Возрастные кризисы – это переходные стадии в развитии, которые характеризуются изменениями в психике, это явление закономерно. Для одних людей они проходят практически без последствий, для других – более болезненно.

Этапы взросления

Кризисы возраста у человека

Выделяют следующие кризисы в жизни человека по годам:

  • Первого года;
  • Трех лет;
  • 6-7 лет;
  • 13-15 лет;
  • 18 лет;
  • 30 лет;
  • 40-45 лет;
  • после 55 лет (предпенсионный).

Психолог Л. С. Выготский выделяет следующие этапы течения кризиса:

  • 1) Докризисный период.
  • 2) Собственно кризис.
  • 3) Посткризисный период.

Каждый возрастной кризис детства – это признак психологической зрелости ребенка, его переход на более высокий, качественно новый уровень развития.

Временные границы относительно произвольны, но эксперты утверждают, что психика ребенка особенно уязвима в возрасте одного года, трех, шести-семи и одиннадцати лет. Эти периоды можно считать поворотными в развитии.

Они могут проявляться в нестабильности психики, непоследовательности. Родители должны понимать, что такое кризис, и вести себя терпеливо по отношению к ребенку.

Последовательность появления:

  • Кризис первого года жизни. Главное, чему малыш научился к концу этого периода, – это ходьба. Теперь он воспринимает мир совершенно по-другому и чувствует свои возросшие возможности. Ребенок хочет узнать как можно больше нового, все вызывает у него искренний интерес, поэтому он лезет во все ящики и потайные уголки квартиры. Это стремление к независимости часто проявляется в полном отказе от помощи взрослых.
  • Третий год жизни. Этот возраст следует воспринимать как новый поворот в развитии маленькой личности. Как правило, трудности проявляются гораздо ярче, чем кризис в первый год жизни. Ребенок уже имеет базовые навыки и справляется со многими заданиями самостоятельно. Он понимает, что не так сильно зависит от взрослого, поэтому настойчиво отстаивает свои права.

Капризы, истерики ребенка в период возрастного кризиса

  • Кризис 6-7 лет. В этом возрасте дошкольники могут полностью игнорировать слова родителей, реагируют только на более жесткие требования. Чтобы установить хорошие отношения, взрослые должны признать: их ребенок уверен, что стал большим. В периодизации психолога Д. Б. Эльконина этот кризис рассматривается как разделение на два периода: дошкольное детство и младший школьный возраст. Л. С. Выготский обнаружил две основные характеристики этого кризиса: гримасничанье и важничанье. По его мнению, потеря детской наивности и непосредственности особенно характерна для детей в возрасте семи лет.
  • Далее идет так называемый «предпереходный кризис». Психологи говорят, что в этом возрасте (10-11 лет) могут проявляться первые признаки переходного периода. Подросток меняется не только внутренне, но и внешне, иногда его пугает происходящее. Он начинает думать и чувствовать по-другому.
  • Серьезный возрастной кризис – это пубертатный период (13-15 лет). Это связано не только с гормональными изменениями в организме, но и с постоянными попытками найти свое место в обществе. Часто подростки становятся неуправляемыми, у них нервные срывы, именно в этом возрасте может развиться наркотическая или алкогольная зависимость.

Взрослые часто не понимают подростков

  • Следующий возрастной кризис приходит на 18-ти летие. В этом возрасте молодые люди уже начинают строить серьезные планы на дальнейшую жизнь. Конечно, в своих мечтах они знамениты, у них есть виллы и дорогие автомобили. Эти мечты часто далеки от серой реальности и повседневной жизни. Некоторые решают перепрыгнуть через несколько уровней и жениться в этом возрасте, чтобы казаться себе и другим более взрослыми, настоящими главами семьи.
  • Далее идет так называемый «к​​​​​​ризис среднего возраста» (30 лет) – метания и переживания, бессмысленность и однообразие жизни, переломный этап. Проявления разнообразны: депрессия, пьянство, компьютерные игры по ночам, измена, скука, немотивированные конфликты. Кризис среднего возраста чаще встречается у мужчин, женщины только перенимают.

Кризис среднего возраста

  • Потом подкрадывается самый затяжной и самый разочаровывающий кризисный этап. Он приходит к 40-45 годам, когда человек начинает не просто понимать, но и физически чувствовать, что он смертен. Появляются морщины, лысины, периодически дает сбои здоровье, деньги больше не приносят прежнего удовлетворения, хочется найти работу для души. Всё это чревато психическими расстройствами. Тут на помощь приходят все те же незаменимые товарищи: пьянство, разврат, измена, волна разводов.
  • Предпенсионный кризис. Человек спрашивает себя о своем предназначении, анализирует жизнь, свое значение в ней. Расстроен тем, куда идет общество. Имеет опыт, хочет изменить мир к лучшему. Возникает желание учить других или стать целителем, зацикливаться на новых решениях проблем.

Причины появления

Кризис среднего возраста у мужчин — что это такое, когда начинается

Причина кризисов кроется в возникновении противоречий новых потребностей, которые уже не удовлетворяются, и нынешних или прошлых условий. Каждый период возрастного развития имеет побудительный толчок для будущего изменения и развития – это база для формирования индивидуума.

Обратите внимание! В каждый период кризиса возрастают разногласия между ограниченными возможностями, новыми потребностями и социальным опытом (реакцией близких). На сегодня этот диссонанс, по мнению психологов, рассматривается как движущая сила развития психики.

Как понять, что наступил кризис возраста

Когда бросаешь курить что происходит с организмом по дням и месяцам

Кризис возраста наступает внезапно и также исчезает. Разрешение кризиса связано с установлением новых социальных отношений с окружающей средой, которые могут быть продуктивными и деструктивными.

Изменения в поведении ребенка – признак начала кризиса

Признаки кризиса:

  • меняется поведение;
  • возникает желание бросить хорошую работу;
  • необъяснимые приступы депрессии при выполнении задач, которые раньше делали человека счастливым;
  • смена привычек – занятия, которые раньше приносили удовольствие, теперь скучны.
  • раздражительность или неожиданный гнев;
  • человек покидает (умственно или физически) семью или чувствует себя в ловушке текущих семейных отношений;
  • смотрит в зеркало и больше не узнает себя;
  • стремление к физически свободному течению, движению (бег, езда на велосипеде, танцы, быстрые красные спортивные автомобили, прыжки с парашютом и др.);
  • изучение нового;
  • изменение режима сна (как правило, меньше);
  • появляются мысли о смерти, о ее природе;
  • внешние изменения.

Возможно ли преодоление

Как поднять себе настроение быстро когда тебе плохо — способы и советы

Большинство психологов считает, что кризис является важнейшей предпосылкой личностных изменений, природа которых может быть либо позитивной: конструктивной, творческой, интегративной, либо негативной: деструктивной, разрушительной.

Важно! Психология говорит, что преодолеть кризис можно самостоятельно, но лучше, если помогут близкие. Помочь ребенку могут родители. Для этого необходимо проникнуть во внутренний мир подростка, выяснить, чем он интересуется, принять его музыкальные предпочтения, стиль одежды, мировоззрение. Взрослому человеку, столкнувшемуся с кризисом, помогут семья, друзья.

Кризисы взросления

Основные возрастные кризисы в таблице

В таблице даются краткие советы для близких и самого человека, кто переживает кризисный этап.

Основные возрастные кризисы в жизни

КризисПризнаки периодаЧто делать
1 годаУвеличение возможностей ребенка и появление с каждым днем большого количества новых потребностей. Родители замечают, что ребенок делает все больше действий сам, проявляет импульсивные реакции (плачет, кричит, топает ногами, дерется, кусается). Это является реакцией на непонимание его желаний со стороны взрослых.Родителям нужно дать ребенку реализовать самостоятельность.
3 летРебенок проявляет негативные реакции, становится упрямым, строптивым, стремится к властности, проявляет протест, изменчивость поведения.Не нужно корректировать поведение. Необходимо для ребенка создать условия, где бы он проявил свою самостоятельность, организовать его деятельность.
7 летДети в этом возрасте уже не выглядят непосредственными, больше кривляются, манерничают, поведение искусственно натянуто, замкнуты, неуправляемы.Родителям нужно пересмотреть запреты, может лучше дать ему в чем-то свободу, проявить свою самостоятельность.Отношение к детям должно быть как взрослому, его мнение и суждения также нужно учитывать.Общаться с детьми нужно на положительной ноте, меньше заставлять делать что-то из-под палки.
Предподростковый (11 лет)Дети чувствуют себя неполноценными, малознающими, что взаимосвязано с успеваемостью в школе.Родители должны поддерживать ребенка психологически, помочь ему с определением вида деятельности, что в дальнейшем станет основой его будущего. Нужно помнить, что ребенок –отдельная личность, соответственно, к нему относиться уважительно.
ПубертатныйВсе чаще возникают конфликтные ситуации со взрослыми, стрессы, поэтому родители могут потерять авторитет. Чрезмерная взрослость, имеют свои ценности.Родителям необходимо создать в доме доверительную атмосферу, узнавать его потребности, интересы, желания, поддерживать начинания.
18 летВ этом возрасте человек уходит в себя, избегает отношения с другими, социально замыкается, поэтому чувствует себя одиноким.Заняться чем-то новым, увлекательным, близким нужно поддерживать и меньше контролировать, помочь сделать правильный выбор профессии.
30 летПроисходит оценка прошлого, трезво смотрит в будущее. Хочет покоя и стабильности.Заняться физическими нагрузками, самообразованием и самоорганизацией, нужно возобновить хобби или найти новое, реализовать то, что было задумано ранее, уделить время семьи.
40-45 летЧеловек имеет чувство самоуважения, критически переосмысливает собственные цели, избавляется от иллюзии и некоторых нереализованных мечтаний, которые были в молодости, поэтому тяжело это переживает.Отправиться с семьей в путешествие или просто сменить обстановку, заняться спортом для поддержки тела в тонусе, постараться избавиться от вредных привычек, научиться ценить свою семью, переоценить ценности, уметь радоваться жизни, не стоит отделять себя от семьи.
ПредпенсионныйОсобенности – упадок сил, пассивность, склонность к воспоминаниям, умиротворение, имеют мудрость. Статус социальной роли уменьшается, прежний жизненный ритм останавливается, поэтому часто возникает ухудшение здоровья (физиологического и психологического).Заняться общественной или любимой деятельностью, которая приносит радость, осознать, что этот период неизбежен, можно делиться опытом с бывшими коллегами, осуществить давнюю (возможно, экстремальную) мечту, с детьми должно быть доброжелательное отношение.

Кризис возраста – это этап взросления, который можно пережить самостоятельно. Близкие могут поддержать, оказать помощь, чтобы данный момент в жизни человека прошел менее болезненно, легко и без последствий.

Важно следить за поведением близкого человека, интересоваться его чувствами и переживаниями. Любые изменения в поведении и смена интересов могут свидетельствовать о том, что наступил возрастной кризис.

Можно обраться за консультацией к психологу, его помощь может состоять из перечня рекомендаций, как самому человеку в период кризиса, так и его родным.

Человеку, который переживает кризис, необходимо понять, что этот процесс в жизни закономерен, не стоит его бояться и поддаваться панике. Психологи также рекомендуют выбрать ту деятельность, которая приносит радость, постоянно развиваться, а не зацикливаться на одном.

Источник: https://srazu.pro/vozrostnaya/vozrastnye-krizisy-v-psixologii.html

Особенности развития детей среднего дошкольного возраста

Средний возраст и его основные характеристики

Малыш пережил период кризиса трех лет, и теперь он готов вступать в средний дошкольный возраст. Это дети 4-5 лет.

Средний дошкольный возраст

Этот возрастной период характеризуется увеличением жизненного пространства, целенаправленностью действий, улучшением координации движений и их разнообразностью.

В разных видах деятельности ребенок начинает действовать соответственно поставленной цели, пытается придерживаться ее. Но из-за неустойчивости психических процессов, малыш может забыть о цели и легко переключиться на другую деятельность. При этом кроха может даже не заметить, как уже поставил новую цель и радуется ее достижению.

Средний дошкольный возраст – это период интенсивного развития сюжетно-ролевой игры. Ребенок разнообразит и усложняет сюжеты игр, берет на себя все новые и новые роли, учится подчинять свое поведение правилам игры.

Игры со сверстниками становятся доминирующими над индивидуальными и играми рядом. Действия участников становятся согласованнее, а продолжительность игр – длиннее. Малыш предварительно уже способен придумать и согласовать с другими несложный сюжет, разделить роли и игровой материал.

Ориентирует кроха на взрослого, как на образец для подражательства.

В рисовании и конструировании ребенок все чаще обдумывает изображение предметов, хотя способы их реализации еще не доскональные. Со временем увеличивается круг графических образов, шире становится диапазон изображаемых предметов.

Период времени, когда малыш рисует или конструирует, увеличивается. Становятся разнообразнее сюжеты рисунков, четче задумки, более стойкими – намерения и планы.

  Не смотря на это, процесс и результат продуктивной деятельности зависит от условий ее организации и настроения ребенка.

На этапе среднего дошкольного возраста развиваются познавательные процессы – восприятие, внимание, мышление, воображение. Доминирует наглядно-образное мышление.

В возрасте 4-5 лет у ребенка повышается любознательность, особенно это касается выяснения причин разных явлений жизни.

В этом возрасте значительно активизируется словарный запас, появляются элементарные суждения по поводу окружающего. Диалог начинает превращаться в основную форму взаимодействия с людьми.

Малыш все больше интересуется сверстниками, проявляет инициативу в общении с ними, демонстрируя свои возможности. Появляются начальные формы избирательности.

Увеличивается восприятие к художественным произведениям – литературным, музыкальным, изобразительного искусства, театральной деятельности. Ребенок пытается не только подражать взрослому, но и проявляет самодеятельность, выдумку, элементарное творчество.

4-5 летний дошкольник уже может выполнять определенные задания на протяжении определенного взрослым времени. Растет его самостоятельность, стремление и способность действовать не только по указанию взрослого, но и на свое усмотрение, по личному желанию, ответственно.

Общение со взрослым начинает переходить от практического, делового к познавательному: ребенок все чаще расспрашивает о том, что видит вокруг себя, стремится получить конкретные ответы на свои вопросы, воспринимает взрослого как источник новой информации. Малыш становится более чувствительным к тональности обращения к нему взрослых, их отношению.

Зарождается чувство ревности к близким взрослым, когда те уделяют внимание другим.

Ребенок среднего дошкольного возраста имеет представление об основных частях своего тела, соотносит свое телосложение с телосложением других людей, сравнивает их между собой, обогащается элементарными обобщениями.

В данном возрасте кроха интересуется строением человека, отличием между мальчиками и девочками, женщинами и мужчинами; начинает понимать, что с возрастом человек меняется.

Малыш уже способен отличить здоровое и болезненное состояние.

На протяжении среднего дошкольного возраста растет умение ребенка слушать другого. Ваше чадо начинает понимать сам себя, делает открытие: то, что нравится ему, может не нравиться другим (еда, игрушки, сказки). Кроха ориентируется в природном, предметном и человеческом окружении, определенным образом к нему относится, знает, что от него можно ожидать.

Психологическое развитие

Ребенок среднего дошкольного возраста продолжает расти и развиваться. У малыша появляются новые интересы, совершенствуются психические процессы. Меняется социальная ситуация развития, возникают новые виды деятельности, возрастные новообразования.

Социальная ситуация развития

Ребенок выходит за границы узкого и обычного для нее семейного круга в широкий мир, стоит перед необходимостью устанавливать взаимоотношения с миром чужих взрослых и сверстников. Основным жизненным контекстом становится мир социальных отношений взрослых людей, в который малыш стремится войти и который превращается на центр, вокруг которого кружится его жизнь.

Меняется характер общения крохи со взрослым: на смену общей предметной деятельности приходит познавательная деятельность, что связано со стремлением к самостоятельности, выросшими психофизиологическими и социальными возможностями ребенка.

Общая со взрослым познавательная деятельность направлена на установление свойств предметов ближайшего окружения, на овладение методом «проб и ошибок» как способом ознакомления с природой, людьми, самим собой. Ведущим мотивом становится познавательный, ребенок становится активным потребителем новой информации.

Взрослый для крохи – самый авторитетный источник знаний, эрудиции, поставщик неизвестного и непонятного, толкователем всего, что интересует. Дошкольник ставит неисчислимое количество вопросов, стремясь удовлетворить свои выросшие познавательные потребности.

Ведущий вид деятельности

На протяжении среднего дошкольного возраста на основе сюжетно-отображающих игровых действий с предметами развивается сюжетно-ролевая игра.

Поскольку центром жизни малыша в этот период остается взрослый, вектором, который определяет его интересы – социальные отношения людей, а ведущим мотивом – познавательный, сюжетно-ролевая игра является той деятельностью, которая помогает моделировать взрослую жизнь, овладевать ее нормы и правила, раскрывать причинно-следственные связи. Сюжетно-ролевая игра становится для дошкольников 4-5 лет ведущей деятельностью, поскольку создает самые благоприятные условия для развития, становления личности, прежде всего для формирования социальной компетентности как важной ее характеристики. Спецификой сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности является то, что вона принадлежит к символико-моделировочному типу: в ней операционно-техническая сторона минимальна, а отображение сущности реальной жизни (содержательного наполнения) – максимально важным для ребенка. В игре он овладевает игровым действием, основными игровыми умениями и условным предметно-игровым действием, учится выполнять игровую роль. На протяжении среднего дошкольного периода игровые действия совершенствуются, объединяются сначала простым, а под конец возрастного периода более развернутым сюжетом.

Совершенствуется мотивационный компонент игровой деятельности, в ней реализуются мотивы, которые связаны с самовыражением, самоутверждением, стремлением ребенка быть признанным другими, способностью обходиться собственными усилиями в достижении игровой цели, склонностью к независимости и инициативности. Малыш стремится быть похожим на отца, мать, идентифицировать себя с мужской или женской ролью, он способен разделить игровые роли по признаку половой принадлежности.

Содержательный компонент игры заключается в том, что ребенок постепенно переходит от отображения в игре последовательности взаимосвязанных действий  к отображению человеческого взаимодействия, овладения ролевым поведением.

В конце этого возрастного периода сюжеты игр усложняются, происходит приращение, расширение сюжетной линии от отображения в игре деятельности семьи и детского сада к событиям ближайшего социального окружения. Сюжеты становятся более стойкими и логичными.

Растет количество участников игры, появляются элементы творческого взаимодействия, дети опираются не только на собственный опыт и реальную жизнь, но и на впечатления от героев книг, виртуальных действующих лиц (мультфильмов, видеофильмов).

Особенность таких игр – ролевая эмоциональная выразительность, возникновение ролевых реплик, стремление четко придерживаться «правды» (как в жизни, как было на самом деле).

В процессуальном компоненте творческих игр взрослый сосредоточивает внимание на формировании у ребенка умения называть свои игровые роли, распределять игрушки соответственно им; способствует выполнению им выбранной роли; расширяет и разнообразит ролевые действия соответственно их реальной жизненной последовательности, поддерживает подражание малышом бытовых действий (варит, готовит, утюжит и т.д.), помогает обогащать игровые сюжеты действиями людей знакомых профессий (врач, воспитатель, повар, водитель и т.д.); учит самостоятельно составлять элементарный план творческой игры, соответственно ему разворачивать сюжет, брать на себя определенные роли, качественно их выполнять; поддерживает способность ребенка разыгрывать разные роли своего пола, ставить себя на место другого, испытывать идентичные чувства; побуждает кроху прикладывать волевые усилия ради реализации игровой задумки.

В данном возрасте ребенок использует предметы для игровой деятельности, может переименовывать их, наделять их другими свойствами. Обогащается опыт ребенка переживанием радости общения со сверстниками.

В 4-5-летнем возрасте детей привлекают к разным видам игр: сюжетно-ролевых (ребенок сочетает в них роли активного субъекта предметно-практической, коммуникативной и познавательной деятельности); конструкторско-строительных (малыш учится различать и правильно использовать детали строительного материала, также появляется желание строить вместе); игр-драматизаций, инсценировок (у крохи обогащается ролевое общение, эмоционально окрашенное, с помощью настольного театра, театра-рукавички, образных игрушек); игр по правилам – подвижных, хороводных, народных, дидактических.

Возрастные новообразования сознания и личности

Средний дошкольный возраст – промежуточный, переходный между младшим и старшим дошкольным детством, что сказывается на новообразованиях сознания и личности.

К ним принадлежат: создание элементарной целостной картины окружающего мира; целенаправленное поведение; эмоциональное и интеллектуальное предвидение; овладение правилами поведения; моральные чувства; самодеятельность и самые простые формы творчества.

Советы родителям для гармоничного развития 4-5-летнего ребенка:

  1. Необходимо поддерживать стремление ребенка к самостоятельности.
  2. Уделяйте внимания ребенку в игре, придумайте сюжет вместе.
  3. Развивайте творческие способности малыша.
  4. Поощряйте желание малыша к получению новой информации.

  5. Показывайте ребенку положительный пример поведения.

Таким образом, в этот возрастной период накапливаются силы, ребенок обогащается жизненными впечатлениями, дифференцируется и детализируется его личный опыт, начинается постепенный переход на новый виток личностного роста.

Источник: https://odoshkolnike.ru/osobennosti-doshkolnogo-vozrasta/srednij-doshkolnyj-vozrast-osobennosti-razvitiya

Кризис среднего возраста: характеристика и особенности

Средний возраст и его основные характеристики

Каждый человек на протяжении жизни сталкивается с различными кризисами развития. Зрелый возраст не является исключением.

Кризис среднего возраста – распространенное явление, с которым сталкиваются практически все люди старше тридцати. Эмоциональный и психологический стресс, в котором находится человек, испытывающий кризис средних лет, может серьезно повлиять на физическое и душевное здоровье, разрушить семью и карьеру.

Как справиться с этим состоянием, почему оно возникает, попробуем разобраться в данной статье.

Причинно — следственные связи

Нельзя точно указать временные рамки, когда наступает кризис среднего возраста: у каждого человека своя точка отсчета в этом вопросе.

Она зависит от особенностей психологического склада и социальных условий. Причем у мужчин и женщин кризис проходит по-разному.

Однако психологи считают, что чаще всего попадают под негативное влияние переломного психологического момента в жизни люди в возрасте от 35 до 45 лет.

Что такое кризис и как он проявляется?

В первую очередь, у человека появляются мысли о нереализованных возможностях, близкой старости и смерти. Ему становится сложно наладить контакт с окружающими, часто происходят внутренние конфликты.

Такое эмоциональное состояние, связанное с переоценкой жизненных ценностей, может длиться долгое время.

Получив образование, люди «бегут» по жизни, стараясь все успеть: создать семью, построить успешную карьеру, добиться финансовой независимости.

Постоянная спешка, смена целей и способов их достижения не оставляют времени для того, чтобы задаваться вопросом о смысле жизни. Человек имеет четкую убежденность, что впереди еще много времени, еще много можно успеть.

Однако подходя к сорокалетнему рубежу, люди все чаще начинают задумываться о том, что они не вечны, молодость уходит, а с ней и надежды на воплощение каких-то заветных желаний.

Все эти мысли сопровождаются депрессией, которая схожа с эмоциональными расстройствами в подростковом возрасте.

Сила проявления кризиса среднего возраста, а также его продолжительность зависит от психологических особенностей человека, степени его социальной адаптации, отношений в семье.

Данный период не только приносит определенные психологические страдания, но и может через них в корне изменить жизнь: человек меняет веру, место работы, семью.

Мужской взгляд

Наступление кризиса среднего возраста у мужчин сопровождается следующими признаками:

  • Наступление частых депрессивных состояний, которые сопровождаются апатичными настроениями;
  • Постоянное чувство жалости к себе;
  • Кардинальная смена образа жизни, которая может проявляться в пристрастии к спиртному или, наоборот, в стремлении вести здоровый образ жизни;
  • Чрезмерная активность, которая сменяется чувством опустошенности и пассивности;
  • Недовольство внешним видом, поведением и поступками супруги;
  • Навязчивое желание завести любовниц значительно моложе себя;
  • Конфликты с родственниками, друзьями, детьми, которые часто проходят с проявлением агрессии;
  • Длительное времяпровождение в ностальгических воспоминаниях о безвозвратно ушедших днях юности;
  • Тщательный уход за внешностью;
  • Пропадает сексуальное желание к супруге. Появляются попытки компенсировать его с любовницами.

При этом не стоит считать, что данный переломный этап переживают только те мужчины, которым не удалось реализоваться в профессиональной или социальной сфере.

Успешные бизнесмены, заботливые мужья и отцы бросают любимое дело всей жизни и семью, уходят в себя, чтобы понять смысл своего существования.

Психологией установлен тот факт, что тяжелее переносят кризис те мужчины, которые не справились с комплексами в подростковом возрасте.

Самое распространенное действие мужчин на этом переломном этапе – уход из семьи к молодой любовнице. Почему мужчины бросают супругу, с которой прожили счастливо много лет в браке, и уходят к совсем молоденьким девушкам одного возраста с их детьми?

Этот поступок объясняется физиологическими причинами. Ближе к сорока годам мужчина переживает новый всплеск сексуальной энергии, удовлетворить который в полной мере супруга-ровесница не может, да и не хочет.

Еще одно объяснение имеет психологическую подоплеку. По каким-то причинам семейная жизнь не оправдала тех надежд, которые возлагались на нее в молодости. Супруги мирно сосуществовали вместе и растили детей.

Мужа не особо беспокоила данная ситуация, так как он чувствовал, что у него вся жизнь еще впереди. Однако к началу кризисного периода, когда произошло четкое осознание, что времени у него осталось не так много, ему хочется все успеть, насладиться прелестями в полной мере.

Супруга превращается в ненавистную серую обыденность, от которой хочется быстрее избавиться.

Несмотря на то, что все ситуации, связанные с изменами, болезненно воспринимаются любой женщиной, многие супруги стараются сохранить семью в этот непростой для всех домочадцев период.

Психологи разработали несколько приемов, используя которые, супруги помогут мужьям пережить кризисный период и сохранить семью:

  • Помните, что сексуальная жизнь – одна из составляющих счастливых семейных отношений. Не бойтесь экспериментировать, раскройтесь перед мужем в новом качестве;
  • Будьте как можно мягче, не отвечайте агрессией на критические замечания;
  • Станьте для супруга настоящей опорой и поддержкой во всех его начинаниях;
  • Не скупитесь на похвалу, если муж проявил заботу о вас или членах семьи;
  • Не забывайте, что женщина – источник вдохновения. Станьте для супруга музой;
  • Сделайте все, чтобы изменить обычный уклад семейной жизни: отправьтесь в длительное путешествие, освежите эмоции, вспомните, что можно наслаждаться присутствием друг друга.
  • Переломный этап в жизни супруга – стимул к тому, чтобы жена вспомнила о том, что она красивая женщина. Не стоит жалеть времени и средств на выбор красивого платья и хорошего салона красоты.

Самое главное, о чем должна помнить супруга, – кризис не вечен. Если она справится с ролью помощницы, любовницы и музы, то скоро ее супруг станет таким же ласковым и любящим, как и много лет назад.

Особенности женского кризиса

Кризис среднего возраста женщины переживают не совсем так, как мужчины. Длительность его также индивидуальна, однако практически все женщины испытывают такие симптомы:

  • Замкнутость и неуверенность в собственных силах;
  • Попытки в корне изменить жизненные ценности;
  • Недовольство своим отражением в зеркале, страх перед старостью;
  • Сожаление о годах, которые были прожиты «не так» (слишком мало времени уделяла детям или, наоборот, увлекалась карьерным ростом, забывая о семье);
  • Депрессивные настроения, страх перед одиночеством.

Несмотря на то, что женщин принято считать слабым полом, они всю жизнь выполняют несколько важных задач одновременно, что не всегда под силу мужчинам. Они рожают и растят детей, при этом часто с успехом реализуются в профессиональной сфере и делают все, чтобы не разонравиться супругу.

Приближаясь к порогу психологического дисбаланса, женщины осознают, что жизнь подходит к завершению, дети выросли и уже не нуждаются в материнской помощи, муж перестал делать комплименты, да и на работе появились молодые перспективные сотрудницы.

Если мужчины во всех бедах и неудачах винят окружающих, то женщины занимаются самоанализом, попытками выяснить, где и как они сделали что-то неправильно.

Как правило, в это время женщины замыкаются на своем внутреннем мире, стараются ограничить контакты с друзьями и родственниками. Им все чаще хочется побыть в одиночестве.

Если мужчины, ощущая всплеск сексуальной энергии, стремятся реализовать свои буйные фантазии «на стороне», то у супруг развиваются многочисленные комплексы по поводу увядающей красоты лица и тела. Они отказываются от сексуальных контактов вообще или соглашаются на них без особого энтузиазма.

Безусловно, в этот период для женщины важны поддержка и понимание близких. Однако максимально безболезненно преодолеть кризис среднего возраста сможет только та дама, которая захочет помочь себе сама.

Итак, советы психологов для успешного преодоления возрастных женских изменений:

  • Пора понять, что вы никому ничего не должны.
  • Любовь к себе поможет добиться любви окружающих.
  • Начните баловать себя, наслаждаться каждым жизненным моментом, ведь он уже больше не повторится.
  • Примите как должное свой возраст. Внутренняя красота женщины всегда заметнее, чем внешняя;
  • Развивайтесь, постигайте что-то новое. Начните изучение иностранных языков или запишитесь на курсы, о которых давно мечтали;
  • Живите сегодняшним днем, ничего не откладывая на завтра;
  • Позвольте себе стать счастливой, здесь и сейчас;
  • Только оптимистическое настроение должно вас сопровождать;
  • Научитесь радоваться простым и незамысловатым вещам, на которые раньше не обращали внимания: хорошей погоде, вкусной еде, интересному предложению на работе;
  • Забудьте о вредных пристрастиях. Спорт и здоровье – составляющие вашей новой жизни. Прогулки на природе, шашлыки, пробежки с друзьями, отдых в лесу – вот неполный перечень саамы важных для вас на сегодняшний день дел;
  • Как можно больше общайтесь. Заводите новых друзей, отыщите старых, с которыми давно потеряли связь;
  • Всегда и во всем замечайте только хорошее, не зацикливайтесь на неудачах;
  • Освойте новую профессию или увлечение, сделайте то, о чем давно мечтали;
  • Научитесь планировать свой день, ставя перед собой конкретные цели;
  • Любите и цените то, что имеете;
  • Сочетайте активный и пассивный отдых;
  • Переоцените роль матери и супруги. Дети повзрослели – станьте их надежным другом и советчиком. Муж утратил интерес – заинтересуйте его раскрепощенным поведением и красивой одеждой;
  • Не бойтесь экспериментировать, вносите каждый день из года в год в свои отношения что-то новое и необычное;
  • Будьте интересны мужу. Забудьте о кастрюлях и пирогах. Придумайте совместный проект, начните вместе бегать по утрам и т. д.
  • Помните: вы строитель своей жизни и семьи. От вашего отношения к этим важным вещам будет зависеть отношение окружающих.

Самое главное, о чем должна помнить женщина, — все в этом мире не вечно. Кризис средних лет тоже скоро пройдет. А вот умение наслаждаться каждым моментом жизни останется.

Послесловие

Еще в молодом возрасте мужчины и женщины часто слышат о кризисе среднего возраста и боятся его проявлений. Как правило, данный период ассоциируется с уходящей юностью.

Бояться проявлений кризиса средних лет не стоит. Да, действительно, данный возраст является своеобразным рубежом, который показывает ценность человека с точки зрения материальных благ и социального благополучия. Однако не стоит впадать в отчаяние, если к этому возрасту вы не смогли достигнуть всего, чего планировали. На рубеже сорокалетия жизнь не заканчивается.

Известны многочисленные случаи, когда люди добивались успехов на различных поприщах и в 50 — 60 лет.

Важно научиться принимать и любить себя таким, каким вы являетесь на самом деле. Смело стройте планы, верьте в себя, наслаждайтесь каждым моментом в жизни! Тогда вам не страшны будут никакие возрастные кризисы.

Источник: https://vospitannie.ru/vozrast/krizis-srednego-vozrasta.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.