Схема как сделать вербальное общение эффективным

Вербальный способ общения

Схема как сделать вербальное общение эффективным

Вербальное общение – это такой вид коммуникации, в ходе которого используются слова и речь, что определяет характер передачи информации. Кроме непосредственного разговора с собеседником в процессе передачи своих мыслей с помощью слов участвует эмоциональный компонент.

Эмоции подчеркивают смысл высказывания, акцентируют внимание реципиента на деталях, наполняют набор фраз своеобразными оттенками, нюансами, полутонами. В результате речь становится содержательной, живой, интересной.

Умелое использование вербальных средств общения – это действенный способ достижения поставленных целей в любой сфере жизни.

Определение и отличия от невербальной формы

Вербальное общение – это такой способ коммуникации, который используется повсеместно и ежедневно, что предопределяет его важную роль в жизни любого человека.

В ходе разговора люди обмениваются мнениями, выражают мысли, делятся знаниями и сведениями. Невербальное общение отличается отсутствием словесных форм.

Процесс коммуникации осуществляется языком жестов, посредством позы тела, интонации и мимики.

Иногда невербальная форма более полно раскрывает глубину передаваемой информации за счет привлечения таких интеллектуальных ресурсов, как ассоциации. Человек интерпретирует направленную ему при помощи невербальных приемов идею субъективно, в соответствии с шириной своего кругозора, мировоззрением, степенью развития интеллекта, объемом накопленного жизненного опыта.

Австралийский писатель Аллан Пиз (Allan Pease), который обрел мировую известность после выхода книги «Язык тела», утверждал, что человек получает со словами 7% информации. Доля невербальных сигналов в общем потоке полученных данных составляет 93%. К невербальным средствам общения относятся жесты, позы, мимическое выражение лица.

Невербальная форма коммуникации появилась раньше языковой. Люди с древних времен прибегали к жестам и мимике, чтобы выразить друг другу гнев, радость, страх, симпатию и другие чувства. Эти знаки могут быть настолько красноречивы и живописны, что превосходят словесные конструкции по силе, экспрессии и точности воспроизведения заложенного содержания. Преимущества невербальных приемов:

  1. Воспринимаются прямо, непосредственно.
  2. Воздействуют на адресата с максимальной силой, практически всегда вызывая эффект осознания и осмысления идеи сообщения.
  3. Передают тонкие оттенки эмоций и чувств.
  4. Помогают сообщить сведения, которые по какой-либо причине затруднительно выразить словами.

С другой стороны сведения, переданные невербальными средствами, могут трактоваться многозначно, что зависит от индивидуальных особенностей восприятия реципиентом.

Возможности вербального способа общения нередко ограничены восприятием исключительно информативной составляющей сообщения.

Словесные средства коммуникации преобладают во взаимоотношениях начальника и подчиненного, педагога и учащегося, медицинского работника и пациента, экскурсовода и посетителя музея.

Человек получает четко сформулированные, детально обозначенные сведения, которые невозможно интерпретировать двояко.

Отсутствие пространства для творчества и фантазии в расшифровке данных является условием четкого понимания смысла, что необходимо и приоритетно в некоторых сферах деятельности.

В личных взаимоотношениях невербальные методы обретают большую значимость, чем в профессиональном, научном, политическом или деловом стиле коммуникации.

Преимуществом вербальных средств коммуникации перед невербальными формами является непривязанность к моменту.

Невербальные сообщения ограничены временными рамками, ситуативны, часто непроизвольны и спонтанны – невербальное поведение редко поддается контролю. С помощью невербальных средств можно понять текущее состояние участников диалога.

Однако они не дают представления о событиях и состояниях, которые произошли в прошлом или на удалении от собеседников.

Виды и функции

Основными средствами вербального общения являются слова и построенные из них фразы.

Причем к вербальным средствам коммуникации относятся слова, произнесенные вслух, воспроизведенные мысленно и написанные на различных носителях – бумаге, доске, напечатанные на ткани, высеченные на камне.

Паравербалика – это форма коммуникации, которая предполагает использование невербальных компонентов в совокупности со словесной информацией.

https://www.youtube.com/watch?v=OpyVd8RQu58

Паравербальная коммуникация нередко ассоциируется с двойственностью, противоречивостью сведений, которые можно понимать по-разному с учетом индивидуальной оценки невербальных компонентов.

Паравербальный канал коммуникации включает в себя неязыковые средства, которые обязательно используются в рамках речевого сообщения.

Эти средства не относятся к речевым компонентам, сопровождают речь, делая ее более выразительной и понятной.

Паравербальная коммуникация – это часть вербального вида общения, для которой свойственны фонационные признаки. Произнесенная фраза практически никогда не бывает нейтральной.

Смысл текстового сообщения меняется в зависимости от тембра голоса, интонации, ритма речи, логических ударений и фразовых акцентов.

Несловесные приемы включают акустические элементы, звуки, которые сопровождают, дополняют, замещают слова:

  1. Темп, ритм, скорость речи.
  2. Высота, громкость, интонация голоса.
  3. Наличие пауз и звуковых акцентов.
  4. Вздохи, покашливание, короткие, чаще состоящие из 1-2 гласных звуков восклицания.

Паравербальные средства общения – это звуковые приемы, которые усиливают эффект при передаче смыслового содержания речевого текста. Несловесные компоненты речи помогают понять, осмыслить сообщение.

Вербальный тип общения предполагает передачу фактических знаний. Чтобы наполнить речевой текст эмоциями и чувствами, необходимы паравербальные средства.

Психологи выделяют функции вербальной коммуникации:

  • Выражение мыслей. Отождествляется с необходимостью делиться мнением, взглядами.
  • Психологическое влияние. Отражает способность людей убеждать, воздействовать на слушателя при помощи слов.
  • Передача знаний, сведений. Олицетворяет потребность получать и распространять знания.

Используя определенные слова, можно корректировать поведение ребенка или взрослого. Речи отводится главенствующая роль в воспитательном и образовательном процессе. Руководитель, используя эффективные словесные тезисы, стимулирует сотрудников к надлежащему выполнению рабочих обязанностей.

Принципы и правила

Вербальная связь – это способ взаимодействия, который предполагает использование словесных информативных форм. задача общения – донести до собеседника сведения, мысли, идеи. Чтобы добиться поставленной цели, необходимо придерживаться правил:

  1. Ясность и конкретика. Чтобы собеседники поняли друг друга, важно подбирать слова, четко формулировать фразы, отражающие основную мысль. Если человеку сложно понять смысл сказанного собеседником, он теряет интерес к разговору, отвлекается, не «улавливает» и не усваивает новые сведения.
  2. Принцип аффилиации. В ходе разговора важно поддерживать атмосферу дружелюбия. Аффилиация отражает потребность человека в доверительных, «теплых» взаимоотношениях. Даже неприятная словесная информация, воспроизводимая человеком на фоне искреннего проявления симпатии и дружеских чувств, воспринимается мягче и менее болезненно.
  3. Обратная связь. Внимательно слушая собеседника, реципиент продемонстрирует желание общаться и понять его. Выражая лояльность, адресат способствует налаживанию тесных, доверительных взаимоотношений.

К вербальным средствам общения относятся голос и речь. Само определение этой формы коммуникации предполагает рациональность и осмысленность. Умственная деятельность сопровождается непроизвольным потоком слов, что подтверждает непременное участие речи в мыслительных процессах.

Примеры

Вербальное общение – широкое понятие, которое охватывает все виды словесного выражения мыслей. Яркие примеры вербального общения:

  • Чтение книг, журналов, любых текстовых документов. Человек может не видеть автора лично, но, читая его произведение, получает заложенную в тексте информацию.
  • Мысленное воспроизведение фраз. Это действие обычно выполняется с определенной целью. Нередко цель сводится к последующему озвучиванию фразы адресату, что подразумевает наличие коммуникации.
  • Написание текстового сообщения на любом носителе. Коммуникатор может не видеть адресата лично, но когда реципиент прочтет сообщение, между ними наладится канал коммуникации.
  • Восприятие текста на слух. Примером вербальной коммуникации являются процессы: прослушивание лекции, присутствие на уроке, участие в экскурсии.

Диалог при личной встрече, разговор по телефону, посредством телемоста или другого средства коммуникативной связи, обмен сообщениями в мессенджере являются примерами общения с применением речи.

Особенности

особенность – исключительное использование человеком.

Речевые навыки заложены на физиологическом уровне (речевой аппарат, ассоциативные зоны коры мозга, обрабатывающие речь), развиваются в процессе взросления, совершенствуются на протяжении жизни.

Когда коммуникатору необходимо осведомить реципиента о событиях, представлениях, идеях, образе мысли, он кодирует сообщение при помощи слов, отражая собственные суждения и умозаключения.

Особенность вербальной коммуникации заключается в создании условий для адекватного восприятия и понимания содержащейся в сообщении информации адресатом. Речь идет о единстве тезаурусов (словарный, лексический запас) коммуникатора и реципиента. По данным исследований, около 60% информации искажается или полностью утрачивается на пути от коммуникатора до адресата. Другие особенности:

  • Многообразие способов подачи информации и стилей. Речевой текст можно преподнести в виде обычного письма, электронного сообщения, видеофильма, воспроизведенной фразы. Выделяют деловой, художественный, научный, разговорный стили.
  • Отсутствие ограничений. При помощи слов можно описать любое событие, состояние, чувство, процесс.
  • Высокая информативность. В ходе вербальной коммуникации ее участники получают словесную информацию и параллельно сведения о характере, уровне интеллекта, мировоззрении, жизненных принципах, моральных качествах своего собеседника.

Без использования вербальной коммуникации невозможно добиться продвижения в профессиональной деятельности или сфере личностного роста. Речь способствует тесному взаимодействию индивидов, которые могут влиять, направлять, ориентировать друг друга.

Как повысить эффективность вербальной коммуникации

Основным средством вербального общения является речь, что предполагает преимущественное использование этой формы в деловой, образовательной и профессиональной сфере. Чтобы повысить эффективность коммуникации, нужно научиться доносить до сознания собеседника смысл своего сообщения. При этом учитывают влияющие факторы:

  • Логический барьер. У представителей разных полов, социальных групп и народностей тип мышления различается. Сложности при восприятии информации могут возникнуть в ходе разговора между людьми с разным уровнем интеллекта.
  • Фонетический барьер. Обычно возникает в случаях, когда используются местные, малораспространенные диалекты или разговор ведется на не родном хотя бы для одного из собеседников языке.
  • Использование интуиции. Интуитивное восприятие услышанной фразы помогает преодолеть логический, фонетический и другие барьеры коммуникации. Обычно для «расшифровки» сообщения, переданного в словесно непонятной форме, слушатель привлекает дополнительные средства кроме слухового восприятия. Человек, которому адресовано сообщение, обращает внимание на мимику и жесты говорящего, что помогает понять содержание текста. Однако не всегда интуитивно интерпретированный смысл соответствует идее, заложенной собеседником.

Повысить эффективность вербального общения можно, расширяя словарный запас и «оттачивая» ораторские навыки. Для достижения таких целей, как лучшее восприятие и понимание сообщения собеседником, используют различные литературные приемы – эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы.

Эмоциональная окраска сообщения наделяет его выразительностью, позволяет детально отразить замысел, что способствует адекватному восприятию и пониманию.

Эмоции печали можно передать медленным нарастанием, а затем спадом высоты, уменьшением силы и звонкости голоса, растягиванием слогов. Активность и энергичность человека отражается в быстрой, членораздельной речи.

Целеустремленные, волевые люди разговаривают низким, «приглушенным» голосом.

Вербальное общение присутствует в жизни любого человека. Даже замкнутые, малообщительные люди испытывают потребность в вербальном общении, восполняя дефицит личной коммуникации чтением книг, прослушиванием сообщений из разных источников – кинофильмы, аудиозаписи и видеоклипы.

Источник: https://dom-isemya.ru/semya/psihologiya-lichnosti/verbalnyj-sposob-obshhenija/

Характеристика вербального общения: что это значит, виды и формы контакта

Схема как сделать вербальное общение эффективным

Даже находясь в отдалении друг от друга, люди общаются. Есть несколько способов высказать собственную мысль и ознакомиться с чужой. В психологии это называется вербальное и невербальное общение. Первое из них – наиболее доступное и понятное окружающим.

Вербальное общение

Вербальное общение в психологии

Разговаривают и глухонемые, но посредством жестов. Высказаться можно с помощью изменения положения тела, мимики лица, взглядом. Все это способы невербального контакта.

Вербальное общение это передача и получение информации посредством речи (не важно, устная она или письменная). Язык жестов понимают далеко не все люди, а вот знаковая система с использованием слов доступна большинству.

Человек еще ребёнком учится общаться, пользуясь речью, как самым доступным и понятным способом выразить свои желания и донести до собеседника важную информацию. Высказанные вслух фразы более очевидны, чем попытки что-то объяснить жестами. Сила слова помогает собеседникам услышать и понять друг друга.

Формирование навыков общения

Без вербального общения человек ощущает себя замкнутым в «скорлупе одиночества». Отсутствие коммуникативных навыков не даст возможности познавать мир, совершенствоваться и достигать определенных высот.

У речи имеется ряд особенностей, позволяющих людям взаимодействовать друг с другом. Эти характеристики подчеркивают значимость общения.

Составляющие вербального общения

НаименованиеОсобенности
ОбщаяДаже общаясь на расстоянии (по телефону), можно по голосу, интонации, сказанным фразам получить некоторую информацию о собеседнике: пол, примерный возраст, темперамент, состояние здоровья и т.п.
ЛичностнаяЛюбая беседа вызывает эмоции, настраивая на положительный контакт, либо провоцирует негодование. С одними хочется общаться, с иными лучше сразу прервать разговор
ЭмоциональнаяОбщение – способ самовыражения, возможность для гармоничного развития. Добывать информацию можно из книг, учебников, телевидения. Получать эмоции, находить отклик на собственные чувства и мысли помогает взаимное общение

Общие предпочтения у окружающих людей или разные взгляды на жизнь – это не мешает им контактировать друг с другом. Речь помогает выстроить отношения (семейные, соседские, производственные) и является инструментом для достижения собственных целей.

Как используется вербальное общение

Вербальную речь называют знаковой системой общения, при которой не теряется смысл переданного или полученного сообщения. Основана она на двух принципах:

  1. совокупности слов конкретного языка (это лексика);
  2. правилах создания единиц речи (синтаксис).

Невербальное общение — что это такое в психологии

В психологии речь и мышление неотделимы, ведь первое является формой существования второго. Когда люди общаются между собой, происходит это по такой схеме:

  • говорящий мысленно подбирает определенные слова;
  • пользуясь правилами лексики и синтаксиса, формирует из них фразы;
  • только потом произносит их вслух;
  • собеседник, услышав сказанное, декодирует информацию для мысленного восприятия и создает в голове собственные образы.

Обратите внимание! Даже при четкой передаче информации возможны искажения и смысловые потери, которые составляют порядка 60%.

Если предложение было составлено по правилам грамматики, сложностей в общении не возникнет. Но только в том случае, когда люди говорят на понятном друг другу языке.

Как достучаться до собеседника

Это же относится к письменной речи. Чтобы получить информацию из печатных изданий (или хотя бы прочитать sms), человек должен владеть данным языком. Чтобы изложить свои мысли на бумаге (напечатать текст на клавиатуре), нужно не только уметь говорить, но и писать.

Сказанные или написанные слова помогают анализировать предметы, события и явления, находить в них основные и второстепенные признаки. Голые, конкретные факты присущи деловой речи. Для эмоционального контакта нужны вербальные дополнительные средства:

  • модуляция голоса, интонация, паузы, ритмика в устной речи;
  • размашистость почерка и угол наклона, сила нажима и направление строк в письме.

Эти выразительные характеристики позволяют понять, как сам корреспондент относится к сообщению и человеку, с которым общается.

Виды вербального общения

Зачем человеку общение — что это дает и почему людям это важно

Вербальные средства общения это речь, которая в действии делится на 2 типа: «говорю-слушаю», «пишу-читаю». Иными словами, речь разделяют на устную и письменную. Каждая из них, в свою очередь, подразделяется на составляющие.

Виды речи

НаименованиеОпределение
Устная
ДиалогХарактерна последовательная смена ролей общающихся индивидуумов, в речи которых присутствует определенный смысл. Обмениваясь фразами, собеседники дают понять друг другу, что понимают суть сказанного реципиентом
МонологДлительное высказывание одного человека, не прерываемого другими (пример – лекция, доклад, агитационное выступление, презентация товара и т.п.)
Письменная
НепосредственнаяПереписка в реальном времени осуществляется посредством смс-сообщений, обменом записок на уроке и т.п.
ОтсроченнаяОбщение с помощью бумажных или электронных писем

Письменная форма коммуникаций

Есть еще один вид речи – дактильная, которой пользуются слепые и глухонемые люди. Применяемые в ней знаки представляют собой ручную азбуку, заменяющую привычные буквы.

Устную и письменную речь относят к разряду внешней, существование которой нереально без внутренней речи. Она формируется в голове человека перед тем, как индивид озвучит ее или напишет.

Язык и его функции

Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции

Язык не просто выражает мысли и чувства людей. Невозможно представить ни один жизненный аспект, где бы ни применялась речь.

Функции языка

НаименованиеОпределение
КоммуникативнаяОбеспечивает взаимодействие людей, позволяя полноценно общаться с себе подобными
АккумулятивнаяВозможность накапливать и хранить знания, передавая их потомкам (записные книжки, конспекты, художественная и научная литература)
ПознавательнаяЯзык помогает получать знания из книг, фильмов, научных трактатов, лекций и т.п.
КонструктивнаяДает возможность облечь мысль в доступную, понятную другим осознанную форму в виде письменного или словесного выражения
ЭтническаяОбъединяет людей не только в группы одной национальности. Посредством языка возможно общение между народами всего мира
ЭмоциональнаяС помощью слов можно донести до собеседника свои чувства и эмоции

Чтобы успешно использовать функции языка в собственной жизни, человек должен научиться общаться и выстраивать отношения. На умение разговаривать оказывают влияние знание собственного и иностранного языков, правила постановки речи, а также психический аспект. Некоторым людям в общении мешает боязнь контакта с другими индивидуумами. Бездействие только усугубляет ситуацию.

Правила вербального общения

Чтобы добиться желаемого результата в развитии отношений, следует взять во внимание некоторые моменты и применить их на практике:

  • необходимо проявлять доброжелательность и уважение к собеседнику;
  • не навязывать свою точку зрения в обсуждаемых вопросах и тактично обходить «острые углы»;
  • соблюдать логику в высказываниях и последовательность в разговоре;
  • строить разговор на кратких репликах и оптимальном количестве информации;
  • преподносить правдивые сведения, соответствующие предмету разговора;
  • учитывать в общении национальность, социальный статус и отношение собеседника к субкультуре.

Учатся общаться

В диалоге важно соблюдение очередности высказываний. Человек, без причины перебивающий говорящего, подчеркивает таким поведением низкий уровень собственной речевой культуры.

Как сделать вербальное общение эффективным

Благодаря общению, люди сосуществуют в этом мире, добиваясь определенных высот в жизни. Чтобы коммуникации дали положительные результаты, и окружающие захотели общаться с конкретным человеком, необходимо придерживаться ряда принципов:

  • Своим вниманием и заинтересованностью вызывать сильное желание у оппонента к общению.
  • Искренне и честно оценивать людей и события.
  • Не жаловаться, не осуждать и не критиковать.
  • Проявлять интерес к собеседнику, говорить о вещах, важных для него.
  • Научиться не только четко излагать свою мысль, но и внимательно слушать речь оппонента.

Важно! Мысль, неумело выраженная, может быть истолкована неправильно. Но и невнимательное слушание искажает смысл принимаемой информации. Умение говорить и слушать – 2 составляющие коммуникативного общения.

Интерес к собеседнику

  • Важно не только то, что говорят, но и как произносят слова. Для собеседника эмоции и паравербальные сигналы (артикуляция, скорость, тональность и сопровождающие звуки), присутствующие в речи, могут значить больше, чем сказанные фразы.

Есть люди, которые умеют четко мыслить, но не способны сформулировать фразы в устной речи. Другие неплохо говорят, но в письменную форму облекают слова с трудом. Или наоборот – красиво излагают на бумаге, но в устном общении косноязычны.

Чтобы добиться гармонии во всех вариантах вербальной речи, нужно совершенствовать свои способности, преодолевая психологические барьеры.

Что общего между языками

Человек по жизни пользуется двумя типами общения. Невербальный язык – это не прерогатива глухонемых. Его можно назвать внешним проявлением деятельности мозга. Не начав еще произносить фразы вслух, индивид мимикой лица, позой тела, взглядом может невольно намекнуть о ходе своих мыслей.

Но собеседник может неправильно интерпретировать подобные сигналы, или индивидуум преднамеренно искажает информацию, передаваемую языком тела. Чтобы понять партнера и получить более полные сведения, для анализа необходим еще речевой контакт.

Невербальные и вербальные средства общения несут определенную информацию, передаваемую собеседнику, и являются способом организации обратной связи. При этом язык тела может дополнять вербальное сообщение, усиливая его, или, наоборот, противоречить сказанному.

Интонация, тембр и ритмика голоса – это элементы невербального языка. В то же время данные характеристики являются составляющей словесного общения. С их помощью легко изменить смысл сказанной фразы. Но остальные знаки тела, если их не контролировать, неосознанно «развенчают» ложность высказывания.

Словесная речь и язык тела в гармонии

Чтобы общение не утомляло партнера, оба языка должны быть уравновешены. Монотонность, безэмоциональность речи, чрезмерная жестикуляция мешают в восприятии информации и способны оттолкнуть собеседника.

Недопонимание приводит не только к разочарованию в отношениях, но и к серьезным конфликтам. Проявляется это на любом уровне: в семье, бизнесе, деловом общении, усложняя тем самым жизнь. Научившись владеть языком тела и словесным, приведя оба вида общения в гармонию, человек добьется больших успехов на любом поприще.

Источник: https://srazu.pro/socializacia/verbalnoe-obshhenie-v-psixologii.html

Вербальное общение

Схема как сделать вербальное общение эффективным

Когда слышим термин «вербальное общение» в голове начинают крутиться части слов, расшифровка понятия: «верб» – глагол, глаголить, говорить. Следовательно, разговорным языком выражаясь, вербальное общение – это передача какой-либо информации при помощи речи.

Так же к вербальному общению относится еще и переписка, так как на письме это те же слова, фразы, тексты.

Устный разговор и письменная речь – это виды вербального общения. В свою очередь, устная речь может быть представлена монологом – рассказ лишь одного лица, и диалогом – попеременным обмениванием репликами между собеседниками. Все это речь внешняя.

Внутренняя же является тем монологом, который мы проигрываем у себя в голове, у некоторых это может быть даже диалог, а то и вовсе театр. Так же к видам вербального общения относят дактиль – специальный вид общения при помощи специальной системы жестов, выполняемых руками.

Основная особенность вербального общения и его отличие от невербального общения заключаются в точности и широте передаваемой информации с помощью слов. Жесты и мимика, безусловно, яркие и значимые сигналы, однако они явно уступают словесным конструкциям. Да и в случае нахождения собеседников отдаленно друг от друга лишь вербальное общение сможет создать между ними «мостик».

Вербальные способы общения

А что же относят к вербальным способам общения? Собственно то, посредством чего это самое общение и происходит. Как письменный, так и устный вариант речи относят к системам знаков. Именно эти системы выступают в качестве способов вербального общения.

Устно мы можем обмениваться информацией с нашими современниками, знакомыми, друзьями, находящимися непосредственно в нашем окружении и в нашем времени.

А вот при помощи речи письменной возможно осуществление не только лишь связи на расстоянии, а знакомство с целым наследием великого множества поколений, целых эпох, ведших летописи, исторические справки на протяжении существования человечества: от наскальной живописи, до свежих выпусков газет.

Правило – то чему необходимо подчиниться для достижения намеченной цели, в противном случае, постигает крах, разочарование и отсутствие желаемого результата.

Вербальное общение так же требует соблюдения определенных правил:

  1. Обращение говорящего к слушающему предполагает наличие у первого уважения и доброжелательного настроя по отношению к последнему.
  2. Избегание навязывания своей позиции, точки зрения в области какого-либо вопроса, личной оценки человека, ситуации. Либо тактичное обсуждение «острых углов».
  3. Поддержание последовательности в разговоре, соблюдение логики в излагаемой позиции.
  4. Подбор стиля речи в соответствии с принадлежностью партнера по общению к определенной нации, субкультуре, социальному классу.
  5. Соблюдение очередности высказывания мнений, перебивание собеседника без видимых на то причин, охарактеризует говорящего как человека с низким уровнем речевой культуры.

Как сделать вербальное общение эффективным?

Любой человек, любящий в коей мере общение задавался подобным вопросом. И с учетом, что никто ни в чем не идеален, допускал промахи в одной из граней общения. Стать любимым и желаемым собеседником, как ни странно, не так уж сложно.

Достаточно соблюсти в разговоре следующие моменты:

  1. Хоть время и безумно дорого, не скупитесь потратить его на выслушивание своего партнера. При наличии умения слушать – результат вернется вам стократ.
  2. Используйте принятые в этике клише делового общения, другими словами, чем уважительней, тем лучше. Например: «Если я правильно поняла Вас, Вы считаете, что …»
  3. Обдумывайте позицию партера по общению в момент ее высказывания им. Не торопитесь с выводами, потому как сформированное Вами мнение может оказаться ошибочным и оттолкнуть вашего собеседника.
  4. В ходе общения наблюдайте за эмоциональным состоянием партнера, ему может потребоваться поддержка или наоборот уединение.
  5. Используйте жесты и мимику уместно и в умеренных количествах, так как кого-то напугает напор, а кто-то сочтет Вас «не живым», постноватым. Следите за реакцией собеседника.

В современном мире все больше женщин занимают должности руководитель и добиваются не малых успехов в бизнесе. Доля такой успешности приходится на умение правильно общаться и знать о психологических аспектах общения.Страх – одна из самых сильных эмоций человека, который можно отчасти отнести к разряду эмоций, позволяющих выживать. Страх имеет и разрушительную силу. От такого страха, который не редко перерастает в фобию нужно избавляться.
Принципы делового общения Для успешного развития карьеры необходимо владеть навыками общения, которые необходимы во всех областях, где необходимо общаться с людьми. О принципах такого общения и пойдет речь в этой статье. Этика и психология делового общения Знания этики и психологических аспектов делового общения карьерный рост, достижение успеха в кресле руководителя и т.д. на ряду с другими качествами обязательное условие. О таких правилах делового общения мы расскажем в этой статье.

Источник: https://womanadvice.ru/verbalnoe-obshchenie

Вербальное и невербальное общение

Схема как сделать вербальное общение эффективным

Вербальное и невербальное общение – это как бы две стороны одного и того же процесса. С помощью языка и речи можно сказать многое, но есть такие моменты, которые лучше всего передаются именно языком тела. Знание возможностей разных форм общения позволяет многое. К примеру, добиваться расположения других людей, предугадывать последствия своих действий и их влияние на окружающих.

Что такое вербальное общение

Под вербальным общением понимается привычный нам звуковой язык.

Человеческая членораздельная речь – особая информационная система, недоступная большинству животных, но ставшая основным средством общения для людей.

Понятия «язык» и «речь» кажутся синонимами, хотя наука их всё-таки разграничивает. Язык – это конкретный набор знаков и правил их согласования и сочетания.

А речь – сама способность передавать информацию звуковым (и письменным) способом, а также конкретное звучащее «произведение» (разговор, выступление и др.).

Вербальное общение может производиться путём взаимного обмена информацией, и тогда это диалог. А может производиться и в форме монолога – выступления одного лица. При этом факт общения всегда осознаётся всеми его сторонами. То есть чтобы что-то сказать словами, нужно очень этого захотеть. Это составляет одно из главных различий вербального и невербального общения.

Что такое невербальное общение

Под невербальным общением понимаются такие средства общения, как мимика, жесты, позы, прикосновения, интонации, изменение обстоятельств общения – то есть такие, которые осуществляются без использования слов. Инструментом такого общения становится человеческое тело, имеющее огромное количество выразительных возможностей.

При этом «внеречевое общение» зачастую происходит неосознанно для одного или всех участников коммуникации. «Язык тела» способен выдавать даже то, что мы бы не хотели обнаруживать в себе. И реакция на невербальное сообщение тоже нередко происходит неосознанно. Между тем есть смысл научиться распознавать внеречевые сигналы, чтобы сделать процесс общения более эффективным.

Чаще всего оба средства общения задействованы одновременно. Многие люди при разговоре склонны жестикулировать, подкрепляя руками и гримасами свои слова и уточняя их смысл. В некоторых культурах жестикуляция считается дурным тоном, однако даже там полностью избавиться от этой «вредной привычки» не удаётся.

Способы невербального общения

Наиболее востребованными невербальными инструментами общения являются жесты и мимика. Руки и лицо – наиболее «эмоциональные» части тела, и наиболее подвижные, вследствие чего они обладают большей выразительностью при разговоре.

Выражение эмоций – пожалуй, главное содержание «разговора» при жестикулировании. Вербальное общение далеко не всегда способно передавать эмоциональную составляющую информации, причём в разных «звуковых» языках эта способность различается. В этом случае подключаются руки и лицо.

Особенно если разговор ведётся «горячими» и чувственными людьми.

Дополнительные способы невербального общения – это позы, а также прикосновения. Такие телодвижения также могут многое рассказать о человеке, его мыслях и отношении к происходящему.

Даже расстояние между собеседниками может многое сказать об участниках разговора.

Так, существуют виды предельно допустимого расстояния в зависимости от обстоятельств беседы:

  • Интимное расстояние – до полуметра. Так разговаривают собеседники, которые в максимальной степени доверяют друг другу, готовы поделиться самым сокровенным. В частности, очень близко друг к другу стоят влюблённые. Лучшие друзья тоже общаются на максимально близкой дистанции. На таком расстоянии возможны телесные контакты, прикосновения, которые тоже отражают максимально близкие, доверительные и интимные отношения.
  • Межличностное расстояние – от полуметра до 1,2 метра. На такой дистанции ведут дружескую беседу обычные друзья, приятели, близкие знакомые. Здесь также могут допускаться прикосновения, хотя и невозможны такие сильные телесные контакты, как в первом случае.
  • Социальное расстояние – от 1,2 до 3,7 метров. Оно предназначается для неформального взаимодействия в обществе, во время деловой встречи. Чем расстояние больше, тем разговор более формальный. Само собой, что прикосновения на таком расстоянии уже невозможны.
  • Публичное расстояние – более 3,7 метров. Это наиболее подходящее расстояние для лектора, выступающего перед большой группой людей.

Расстояние при разговоре также зависит от пола, возраста, особенностей личности человека. Так, маленьким детям наиболее комфортно общаться на близком расстоянии, а подростки предпочитают отстраняться.

Женщина предпочитает более близкую дистанцию, независимо от пола её собеседника. Уверенные в себе люди не обращают особого внимания на расстояния, а тревожные люди стремятся быть подальше от собеседников.

Властные люди склонны сокращать расстояние при разговоре, напирать – отсюда, видимо, и происходит слово «наезд».

Визуальный контакт – тоже важный источник информации. Зрение для человека является главным органом чувств, с его помощью мы стремимся получить максимум информации о предмете, который нам интересен.

Поэтому долгий зрительный контакт означает восхищение собеседником, если взгляд при этом спокойный. Пристальный взгляд с приподнятыми бровями означает ожидание. А навязчивый, пристальный взгляд с несколько тревожным выражением означает возмущение.

Если же человек «закатывает» глаза, отводит в сторону, всячески избегает зрительного контакта, то это означает, что собеседник ему неприятен.

Жесты и позы рассказывают о чувствах и установках людей. Важны их манера сидеть, стоять, расположение рук. Например, позитивное расположение распознаётся, когда собеседник сидит с немного наклонённым вперёд корпусом, рука при этом немного касается щеки.

Критичность выражается характерным жестом: одна рука находится у подбородка, указательный палец вытянут вдоль щеки, вторая рука поддерживает локоть первой. При недоверии собеседник прикрывает рот ладонью. Превосходство выражается сидячим положением, одна нога положена на другую, руки закинуты за голову, глаза чуть закрыты.

При неодобрении человек «стряхивает ворсинки», расправляет одежду или отряхивает её, движения его судорожные, неспокойные.

Потирание подбородка, лба, переносицы являются известными показателями сосредоточенности. Глаза при этом могут быть закрыты. Раскинутые руки, прямая голова, расслабленный корпус говорят об открытости собеседника.

Важное значение имеет и мимика. Она может рассказать и о мыслях человека, и о его чувствах, при этом разные половины лица несут разную информацию. Как известно, за интеллект отвечает левое полушарие мозга, которое управляет правой стороной лица; правое полушарие мозга отвечает за эмоции и управляет левой половиной лица.

Гнев выражают широко открытые глаза, при этом взгляд «прищурен», зубы сжаты, а углы губ опущены. Поднятые брови и приоткрытый рот означают, что человек удивлён. Сведённые брови, растянутые губы с отведёнными вниз уголками говорят, что собеседник напуган. Спокойный взгляд с приподнятыми уголками губ – собеседник счастлив. Опущенные губы и «угасший» взгляд свидетельствуют о печали.

Свой пласт информации несут даже интонация и тембр голоса. Так, растянутое произношение слов и монотонная интонация характерны для высокомерного человека. Чёткая, уверенная речь и высокий тон голоса говорят об энтузиазме, приподнятости.

Низкий тон голоса и понижение громкости к концу предложения свидетельствуют об усталости; так же передаётся и взволнованность, но речь при этом более быстрая, высказывания отрывистые.

Если в речи много пауз, собеседник покашливает, делает ошибки в словах – значит, он демонстрирует неуверенность.

Роль и важность средств общения для человека

Общение само по себе является одним из главных атрибутов человеческой жизнедеятельности. И важными являются все средства: как вербальное общение, так и невербальное. Каждое средство выражает свою «долю» информации, и умение считывать разные «коды» помогает оценить ситуацию в целом.

Внеречевое общение, в частности, становится необходимым тогда, когда речевое взаимопонимание невозможно. Например, если собеседники разговаривают на разных языках или кто-то из них глухонемой.

Для таких целей разработаны различные языки жестов.

Любопытно, что в Новой Зеландии местный язык жестов имеет статус официального языка; на этом языке англоязычное белое население общается с маори – коренным народом, представители которого далеко не всегда соглашаются учить английский язык.

Что же касается обычных ситуаций, то важность внеречевой «части» разговора показал австрийский писатель Алан Пиз; он утверждает, что только семь процентов информации мы получаем из речевого компонента общения, а остальное мы воспринимаем через невербальные сигналы.

Исследователи также заметили, что в последние годы роль внеречевого общения существенно возросла. Одной из причин тому может быть осторожность: собеседник вполне может солгать, скрыть информацию, и установить его истинные намерения можно только посредством «считывания» жестов и мимики.

Повышенная толерантность также не позволяет людям применять эмоционально окрашенные выражения в речи, и тогда на помощь приходят невербальные сигналы.

Распознавание лжи – одно из самых важных умений. Эффект строится на том, что большинство людей не управляет своими эмоциями, поэтому они могут не соответствовать сказанным словам.

Слова могут обмануть, но их жестовое «сопровождение» на такое не способно.

Если, конечно, собеседник не научился владеть собой и использовать мимику и жесты, чтобы дополнительно запутать того, с кем он разговаривает.

Чтобы научиться распознавать внеречевую информацию, может потребоваться довольно длительное время. Ведь существуют не только всем известные и понятные сигналы, которые отражены даже во фразеологии («головою поник», «стоит разинув рот» и др.), но и довольно тонкие и неочевидные знаки.

Американский писатель Джулиус Фаст как-то описал любопытный случай. В одной школе училась девочка из Пуэрто-Рико, которую однажды директор застал среди компании курящих сверстниц. Все эти девушки отличались наглым и недисциплинированным поведением, кроме этой пуэрто-риканской девушки.

Тем не менее директор решил её наказать, потому что уличил её, как он считал, в «подозрительном поведении»: при разговоре она старательно отводила глаза.

Спас девушку местный учитель испанского, который объяснил директору, что в Пуэрто-Рико воспитанные девочки никогда не смотрят взрослым людям в глаза, что является знаком уважения.

Очевидно, что язык жестов, мимики, интонаций имеет более древнее происхождение, чем «обычный человеческий» язык.

Действительно, членораздельная речь – довольно сложное явление, требующее не только развитого речевого аппарата, но и необходимого уровня абстрактного мышления.

А вот невербальная коммуникация широко доступна животным. От них, по-видимому, нам и досталась большая часть внеречевых сигналов.

У животных позы, интонации ых выкриков, мимика выражают отношения превосходства и подчинения, выбор партнёра для спаривания, дружеское расположение или вражду и другую информацию.

Часто обмен угрожающими позами и выкриками помогает избежать драки, которая может быть невыгодна обеим сторонам.

Наиболее богатой системой жестов, поз и мимики обладают, конечно же, приматы, однако и у многих других животных существуют свои наборы сигналов.

Внеречевое общение даже позволяет контактировать с братьями нашими меньшими. Положение хвоста кошки или собаки может многое рассказать о настроении животного в данный момент. Пристальный взгляд для собак и кошек является зловещим сигналом, особенно если смотреть им прямо в глаза.

Смотреть видео

Источник: https://PsyLogik.ru/221-verbalnoe-i-neverbalnoe-obschenie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.